ВЬЕТНАМСКАЯ МУЗЫКА. В многонац. Вьетнаме каждая из населяющих его народностей (более 60) обладает своей нац. культурой, имеющей древние традиции. Среди предметов материальной культуры, найденных при раскопках и относящихся к 1-му тыс. до н. э., были обнаружены большие бронзовые барабаны с изображением сцен из жизни предков вьетнамцев - лаквьетов: это танцы, сопровождаемые игрой на духовых и ударных инструментах; найдено много древних инструментов типа гобоя и трещоток. В. м. богата разд. вок. жанрами, среди которых наиболее древнее происхождение (ок. 4 тыс. лет) имеют обрядовые песни - вопросы-ответы хат-дой, которыми девушки и юноши лаквьеты обменивались на празднике урожая (в августе каждого года); сохранились также старинные нар. песни хо, ви, ли и др.- лирич., шуточные и трудовые, отличающиеся мягкими, плавными ритмами. Характерная особенность этих песен: запевала начинает с импровизационной фразы; ему отвечает хор (часто поющий в унисон) восклицаниями, совпадающими с ритмом стиха. Стихи могут импровизироваться на известную мелодию, к-рая варьируется в зависимости от изменения интонации поэтич. слова. Существует старинная традиция состязаний певцов-импровизаторов, использующих знакомые напевы, и певцов, создающих новые слова и мелодии. Мн. события в быту (свадьба, приход гостей, встреча после разлуки) сопровождаются исп. определённого цикла песен. С давних времён существуют песенные общества, отличающиеся местными (в разных р-нах страны поются разные песни) и профессиональными (по характеру ремесла, образа жизни) особенностями. Из богатых и разнообразных песенных жанров в разное время возникли три вида нац. оперы - тео, туонг и кай-лыонг. вьетнамская нар. опера - синтетич. вид искусства, в котором сочетаются речь, декламация, пение, жест, мимика и танец, но пение всегда преобладает. Один исполнитель (часто это был слепой бродячий певец) мог спеть целую оперу с развёрнутым сюжетом. Иск-во тео, туонг и кай-лыонг передавалось изустно из поколения в поколение, совершенствуясь и усложняясь, и постепенно превратилось в профессиональное. Нар. театр тео возник ок. 11 в. и вскоре завоевал большую популярность (правитель из династии Ли даже пригласил известную актрису театра тео для преподавания пения солдатам и военачальникам). Сюжеты проф. театра тео черпаются из истории, сказок, легенд и поэм. Действие идёт в сопровождении хора и оркестра (состоит гл. обр. из ударных - большого и малого барабанов, трещоток, колокольчиков, а также струнных - смычковых и щипковых). Оркестр даёт муз. характеристики персонажам, связывает муз. интермедиями отд. сценки-миниатюры, а также даёт актёрам образный и тематич. материал для пения. Хор принимает активное участие в самом действии - задаёт вопросы, комментирует поведение действующих лиц, оценивает их поступки. Отсюда - меткие характеристики персонажей, вариационно-импровизационный склад музыки тео. Туонг - классич. придв. театр; возник между 11 - 13 вв. на севере страны под сильным влиянием кит. классич. театра. Представления связаны с сюжетами из истории Вьетнама и Китая, вьетнам. мифологией и кит. классич. литературой. Персонажи из народа появились лишь к сер. 19 в. Музыка и танцы перемежаются декламацией (стихи читаются нараспев в высоких регистрах). К нач. 20 в. в юж. части Вьетнама на основе местных нар. песен возник театр кай-лыонг («обновлённый театр»). В него входят большие сольные вок. номера - песни меланхолич. характера, т.н. вонг ко («воспоминания о прошлом»), речитатив, мелодекламация, диалоги (речь и ритмич. проза); песни, выражающие лирич. переживания героев, чередуются с пересказом эпизодов из вьетнам. и кит. истории, отрывками из классич. произведений вьетнам. литературы и литературы нач. 20 в. В оркестре кай-лыонг, размещённом за кулисами, вместо характерных для сев. театра барабанов и труб использовались вьетнам. нац. инструменты типа гитар и скрипок, а также европ. гитары и скрипки (несколько изменённые в деталях). В совр. тео, туонг и кай-лыонг персонажи носят героич. характер; диапазон образов широк - от сказочных до историч.; сюжеты осн. на воен. событиях или связаны со строительством новой жизни; важное значение сохранило искусство импровизации, что связано с особенностями вьетнам. речи: она имеет 6 высотных интонаций - высокую, низкую, среднюю, скользящую сверху вниз, скользящую снизу вверх и тяжелоударную. При чтении стихов чётко выделяется движение этих переменных интонаций и постепенно из декламации возникает мелодия. Отсюда обилие во В. м. тонких скольжений, разл. украшений, свободных понижений и повышений звуков. Ладообразование весьма сложно и разнообразно. Встречаются ходы на 1/2 тона, 1/3 тона, 1/4 тона и более мелкие интервалы, которые имеют, однако, скорее колористич. значение, не обнаруживая заметных функциональных тяготений. 7-ступенный звукоряд, характерный для профессиональной вьетнамской музыки. Мелодии В. м. гл. обр. 7-ступенные. До 19 в. существовала система нотной записи, соответствующая строю 7-струнной цитры: хо, сы, санг, се, конг, лиу, у. Затем были введены европ. назв. нот. Инструментарий Вьетнама разнообразен. За почти 4-тысячелетнюю историю страны в результате интенсивного развития В. м., а также культурного обмена с соседними народами появилось свыше 100 видов муз. инструментов. Характерно стремление приблизить звучание инструмента к речи и пению, к воспроизведению звуков, рождаемых самой природой (шум джунглей, пение птиц, журчание ручья и пр.). Б.ч. инструментов (кроме некоторых ударных - гонга, барабана) не рассчитана на большую силу звучания; даже во внешней форме инструментов вьетнамцы стремятся подражать природе, воспроизводя в них образ полной луны, форму груши, а также кувшина для вина (символ наслаждения). Самый популярный во Вьетнаме инструмент - однострунный бау, который представляет собой подставку с натянутой на ней струной, сбоку находится резонатор (полая тыква в виде кувшинчика) - приспособление для регулирования натяжения струны; диапазон бау - 3,5 октавы. На бау можно извлекать только флажолетные звуки. Его вибрирующее звучание очень близко манере вьетнам. нар. пения; благодаря способности бау передавать тончайшие мелодич. узоры на нём охотно аккомпанируют певцам. Для сопровождения пения, так же как и для игры в разл. ансамблях, применяются струн. даны - щипковые: 2-струнные - нгуэт (типа лютни), имеющий форму диска, и ты (близок к нгуэт, но с коротким грифом), 3-струнный там с резонатором из кожи, натянутой на квадратную доску, и 4-струнный грушевидный ти-ба, 16-струнный тхап-лук (типа цитры); исполнитель на тхап-лук надевает на пальцы правой руки металлич. наконечники, придающие особую звонкость звучанию. Все эти инструменты имеют на грифе высокие порожки для непрерывного и глубокого вибрирования. Среди струнно-смычковых особенное развитие получила семья 2-струнных разной величины - ко лий и ни (наименьшие), среднего размера хо и большой хо; их струны расположены на значит. расстоянии от грифа для облегчения скольжения. В р-не Тхайнгуен (на границе с сев.-вост. Камбоджей) распространён 1-струнный ко-ни с очень тихим звучанием (подражает «шорохам ночи джунглей»). Духовые изготовляются гл. обр. из бамбуковых трубок. Наиболее популярны флейты разл. размеров: дык (пикколо), шао (поперечная), тиеу (альтовая продольная), пи-дой (двойная свирель), шао бан (типа рум. флейты мускал; соединённые бамбук. трубки разл. длины), шао бау (трубка с резонатором из тыквы, в форме «сосуда для вина»), хен тхай и хен мэу (трубки с вмонтированными в отверстия медными язычками; их звучание напоминает «шум ветра в зарослях сухого бамбука»); пи рам ланг (типа гобоя) и пи там лей (типа англ. рожка); состоят из 5 и 3 трубок, входящих одна в другую и подвижных, что даёт возможность регулировать объём столба воздуха. В качество простейшего дух. инструмента используют бычий рог с 3 отверстиями - ки па и древесный лист - кен ла. Среди ударных - барабан (чонг), древнейший и самый распространённый инструмент. В обществ. здании (для празднеств и собраний) каждого села имеется один чонг дай («великий» барабан диаметром до 2 м; звук разносится на 10 км), созывающий на молитву и используемый как набат для подачи сигналов тревоги. На праздниках звучат чонг кай («материнский» барабан) и чонг кон разл. видов («сыновние и дочерние»): чонг тео (малый барабан), чонг ком (типа узбекской нагары), чонг бан (род бубна). Все барабаны (кроме «великого», ритуального) используются в ансамблях, в сочетании с др. инструментами, а также составляют ансамбли из одних барабанов (для l или неск. исполнителей). Столь же распространена семья гонгов - тьенг (у некоторых народностей находятся почти в каждом доме; обладание мн. тьенгами - признак зажиточности). Существуют и ансамбли из тьенгов разл. величины. Своеобразный колорит звучанию ансамбля и оркестра придают деревянные ударные - мо и факь (ножной; ступнёй ноги ударяют по дерев. шарику, прикреплённому к гибкой вибрирующей пластинке и стучащему о дерев. круглую деку), сонг лоан (ручные дерев. палочки), к ударным относятся также тиу кань (бронзовые вибрирующие круглые тарелочки), разл. деревянные и металлич. погремушки, трещотки и колокольчики. Своеобразным является бамбуковый ксилофон трынг (распространён у народностей тай-нгуен), состоящий из полых стеблей различного размера, свободно связанных верёвкой. Трынг подвешивают к деревянной стойке или к веткам дерева; при ударе двумя мягкими деревянными палочками по бамбуковым трубкам, подобранным в определённой звуковой последовательности, одновременно могут звучать один и два голоса в оригинальном ладу. Вьетнам. инструменталисты, кроме аккомпанирования певцам и участия в ансамблях, сопровождающих театр. представления, образуют также оркестры, выступающие как самостоятельные коллективы, - зан дай няк (большой оркестр) и зан бат ам (октет). В репертуар входят традиционные произв., имеющие давнее происхождение и сохранившие популярность; среди них - «Ко-бан», «Нгу-дой», «Бинь-бан», «Ким-тьен», «Лыу-тху». В 16-17 вв. был организован придв. оркестр «Дой ба лэнь», обслуживавший корол. церемонии и ритуальные шествия. В 19 в. создан оркестр «Няк тянь», объединивший лучших музыкантов. В 1962 в Ханое организован большой оркестр (50 чел.), в котором участвуют и исполнители на разл. нар. инструментах. Для этого оркестра пишут произв. крупных форм совр. вьетнам. комп. - Нгуен Суан Хоат, Хоан Дам, Ги Тхух и др. Теория муз. искусства начала развиваться во В. в ср. века. В придв. культуре Вьетнама музыка считалась одним из 4 традиц. видов искусства наряду с поэзией, шахматами, живописью. Придв. муз. теоретики дифференцировали звучания в зависимости от их характера. Звукам, извлекаемым из кожи, камня, металла (исключая серебро, считавшееся самостоят. источником звука), из шёлка, дерева, бамбука и тыквы, приписывалось определённое символич. значение. В 16 в. были созданы 2 муз. общества - теоретич. «Бон донг ван» и вок.-инструментальное «Бо ня няк». Позднее возникло общество «Бо зяо фыонг» (впоследствии преобразовано в общество песни и танца). Важным рубежом в муз. культуре Вьетнама стала Великая Октябрьская социалистическая революция, идеи которой получили отражение во вьетнам. искусстве и вызвали его подъём. С 1917 во Вьетнаме известен «Интернационал». Текст песни перевёл на вьетнам. яз. Нгуен Ай Куок (имя, которое носил Хо Ши Мин до 1945). Сначала «Интернационал» пели на традиционные вьетнам. мелодии и его текст завоевал широкую известность. После перехода руководства нац.-освободит. движением к рабочему классу (с нач. 1930-х гг.) междунар. пролетар. гимн во Вьетнаме стали петь на его подлинную мелодию. К этому времени относится появление первых образцов вьетнам. революц. песен, среди них - широко известная «В Красную Армию вместе пойдём» комп.-революционера Динь Нью. В годы нац.-освободит. войны Вьетнама против франц. колонизаторов и амер. захватчиков получила развитие массовая песня, выросшая из народной и ставшая первым проф. жанром В. м. Эти массовые боевые песни - спутники вьетнамцев в их борьбе и труде носят патриотич. характер и имеют большое воспитат. значение. Они отличаются от старых крестьянских песен, мелодии которых для них использованы, более активными, волевыми ритмами (новые песни вызвали к жизни пословицу: «Пение громче бомбы»). Из народа выдвигаются композиторы, работающие в песенном жанре (мн. получили проф. муз. образование), - До Ньюан, Лыу Хыу Фыок, Нгуен Дык Тоан, Ван Ки, Фан Хунь Дьеу, Хоанг Ван, Хоанг Хьеп, Суан Хонг, Ги Тхук, Ги Зу, Фам Туен, Нгуен Тай Туэ и др. На основе революц. и нар. песен стала формироваться совр. проф. музыка (оратории, кантаты, затем симф. и инстр. музыка программного характера). Первые произв. крупной формы - оперы и симфонии появились ок. 1960 (создавались наряду с массовыми песнями, остававшимися ведущим жанром). Наиболее распространённый жанр - опера, выросшая из нар. оперы - тео. Как и древняя, совр. опера сочетает в себе пение, инстр. музыку и танец. Первые вьетнам. проф. оперы - «Девушка Шао» и «Скульптор» До Ньюана (ему принадлежат также струн. квартет «Героический Тхайнгуен», музыка к спектаклю кукол «Мальчик Ронг» и мн. популярные песни, в т.ч. «Молодёжи, открывающей путь», «Слава отряду стариков»), «На берегах реки Ба» Ньят Лая, «Цветок лотоса» Лыу Хыу Фыока и Хуан Вьета (первому принадлежат также мн. известные гимны и марши). Один из наиболее значительных совр. оперных композиторов - Нгуен Суан Хоат, муз. деятель, чл. Междунар. муз. общества (в его опере «Проход через мост большой реки» сочетается нац. муз. фольклор с проф. композиторской техникой); как и др. вьетнам. музыканты, он сделал много записей бытующей нар. музыки театра тео и др. нар. мелодий и на их основе создал проф. музыку к ряду спектаклей тео. Успешно работают также комп. Нгуен Нё Туи, Нгуен Лай, Фам Тьионг, Ле Ба Тунг, Ка Тэ, артистка Нго Тхи Лиеу и др. Мн. композиторы занимаются восстановлением музыки известных старинных опер («Дао Фи Фуг», «Лу Фунг Дин» и др.). Однако обогащенный новым содержанием совр. муз. театр тяготеет к сюжетам из совр. жизни, мн. персонажи приобрели героический характер, действие связано с событиями из военной жизни. В 1960 родилось новое для Вьетнама искусство - балет. Среди совр. балетов выделяются «Тхань Зонг» Нгуен Суан Хоата, «Тюрьма разрушена в городе Хюэ» Чан Куи и До Зунга, «Девушка Ши» Хоанг Вана (он же автор популярной песни «Куангбинь, родина моя…» - о трудовых подвигах сражавшихся вьетнамцев), «Сестры Там и Кам» (по мотивам известной сказки) Нгуен Ван Тхыонга и Ван Тьи, «Тебя, герой-пограничник, любят джунгли» Дам Линя, «Бедный юноша» Нгуен Динь Тика и Суан Хуа; группой композиторов нар. армии коллективно создан балет «Пламя Нгеана и Хатиня» (о революц. событиях 1930). В нач. 1960-х гг. появились первые симф. произв., гл. обр. программные, первая вьетнам. симфония - «Родина» Хуан Вьета. В симф. жанрах работают Хуан Ван («Бронзовая стена Родины»), Хуан Дам («Победа при Дьенбьенфу»), Чан Нгок Сыонг («Огонь революции»), Тью Минь («Южный Вьетнам - вера в победу»), Нгуен Динь Тан («Живой факел»; он же автор первого вьетнам. камерн. произв. - струн. квартета), Ван Ки (балетная сюита). Первую вьетнам. ораторию («Герой Нгуен Ван Чой») создал Дам Линь. В 1955 в Ханое открылось муз. уч-ще, готовящее исполнителей на европ. и нац. инструментах, а также проф. композиторов, овладевающих совр. муз. теорией. Студенты занимаются также собиранием и записями нар. мелодий. В 1962 была открыта в Ханое консерватория, в которой имеются исполнительский (скрипка, фп., флейта), дирижёрский, композиторский и теоретич. ф-ты. В 1970-е гг. в неск. городах были созданы муз. уч-ща и детские муз. школы. Мн. вьетнам. музыканты получают образование в консерваториях СССР и др. социалистич. стран. Музыканты из этих стран и сов. педагоги и исполнители работают в разл. муз.-учебных заведениях, самодеят. и проф. муз. коллективах Вьетнама, активно участвуя в развитии муз. культуры страны. В 1959 в Ханое созданы симф. оркестр и Гос. хор ДРВ, которые наряду с В. м. исполняют произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского, И. Брамса, А. Дворжака, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, К. Караева, И. М. Белорусца. В 1961 в Ханое открылся оперный театр, осуществивший экспериментальную пост. оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. На сцене этого театра ставятся оперы совр. вьетнам. композиторов. С 1956 работает комиссия по собиранию нар. песен, записавшая на плёнку свыше 1000 напевов разл. народностей; мн. из записей были нотированы и опубликованы с текстами в разл. сборниках; выпущены также грампластинки с записями муз. фольклора. Нар. песни в обработке участников комиссии входят в репертуар многочисл. вок. самодеят. коллективов и проф. ансамблей. С 1971 фольклорная комиссия стала муз. секцией Ин-та по изучению нац. искусства, открытого в том же году. В 1956 создан Союз композиторов, существуют ежемесячная муз. газета «Am nhac», муз. издательство «Суат бан ам няк», а также регулярные смотры и состязания исполнителей нац. музыки (с 1962). С 1954 мн. зарубежные артисты и муз. коллективы приезжают на гастроли во Вьетнам и мн. вьетнам. ансамбли песен и танцев выступают в др. странах, в т.ч. в Италии, Франции, Индонезии, в СССР (в 1955 и 1959) и др. социалистич. странах. Мн. вьетнам. музыканты участвовали в междунар. фестивалях молодёжи и были отмечены наградами. Особым успехом пользовались мастера игры на нац. инструментах - исполнители на бау получили золотые медали на междунар. конкурсах и фестивалях, в т.ч. на 6-м и 8-м Всемирных фестивалях молодёжи и студентов награждены Дык Нюан (1957, Москва) и Мань Тханг (1962, Хельсинки). |