ВАЛЬБЕРХ Иван Иванович [3 (14) VII 1766 - 14(26) VII 1819, Петербург] - рус. артист балета, балетмейстер, педагог. Ученик Г. Анджолини и Д. Канциани. В 1786 окончил Петерб. театр. школу и был принят солистом в балетную труппу имп. театров. Выступал в пантомимных партиях: Язон («Медея и Язон» Рудольфа), Алексей («Дезертир», музыка сборная), Ромео («Ромео и Юлия» Штейбельта), Иван («Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству» Париса) и др. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Среди его учеников: Е. И. Колосова, А. И. Тукманова, И. М. Аблец, А. П. Глушковский и др. В. - первый рус. балетмейстер, в 1795 пост. балет «Счастливое раскаяние» (композитор неизв.), затем был автором ещё 36 постановок и 10 возобновлений балетов др. балетмейстеров. Ставил также дивертисменты на рус. нар. темы, танцы в драматич. и оперных спектаклях. Представитель сентиментализма в рус. балете, в искусстве, B. утверждал нравств. начало, о чём свидетельствуют назв. его постановок: «Бланка, или Брак из отмщения» Титова (1803), «Граф Кастелли, или Преступный брат» (музыка сборная, 1804), «Клара, или Обращение к добродетели» Вейгля (1806) и др. Пост. балеты на мифологич. сюжеты («Орфей и Эвридика» Глюка, 1808, «Амазонка» Антонолини, 1815, и др.), а также на сказочные («Рауль Синяя Борода» Гретри-Кавоса, 1815, «Сандрильона» Штейбельта, 1815, и др.). В. обращался и к рус. сюжетам («Новая героиня, или Женщина-казак», 1810, «Русские в Германии», 1813, музыка сборная). Крупным достижением был балет «Новый Вертер» C. Титова (1799), действие которого происходило в 18 в. в Москве. К концу жизни стал сотрудником и помощником Ш. Дидло. Соч.: Из архива балетмейстера. Вступит. статья Ю. Слонимского, М.-Л., 1948. |