ВАЛЬТЕР (Walther) Иоганн Готфрид (18 IX 1684, Эрфурт - 23 III 1748, Веймар) - нем. муз. теоретик, лексикограф и композитор. Учился у Й. А. Кречмара и И. Б. Баха в Эрфурте, где с 1702 работал органистом Томаскирхе. С 1707 гор. органист в Веймаре и учитель музыки детей курфюрста. С 1721 придворный музыкант. Был близок с И. С. Бахом (состоял с ним в родстве). Следуя в своих сочинениях его эстетич. принципам, стал признанным мастером контрапункта. В. - один из крупнейших композиторов-современников И. С. Баха. Особенно известны его хоральные вариации для органа. Органные сочинения В. изданы в серии «Denkmäler deutscher Tonkunst», тт. 26-27 (с биографич. очерком). Был автором первого нем. энцнклопедич. муз. словаря, включающего биографич. и терминологич. статьи, который лёг в основу мн. последующих изданий муз. словарей. Соч.: для клавира (без сопровождения) - концерт (1741), прелюдия и фуга (1741); для органа - 4 хорала с вариациями, прелюдии, фуги, токкаты и др.; обр. для органа нем. хоралов и итал. концертов (5 сборников). Лит. соч.: Praecepta der musikalischen Composition. 1708, Lpz., 1955; Musikalisches Lexikon oder Musikalische Bibliothek, Lpz., 1732; то же, Faks.-Nachdruck, hrsg. von R. Schaal, Кassel-Basel, 1953. ВАЛЬТЕР (Walther) Иоганн Якоб (1650, Виттерда близ Эрфурта - 2 XI 1717, Майнц) - нем. скрипач и композитор. Предположительно жил в Италии (до 1673). С 1674 концертмейстер в Дрездене, с 1680 камер-секретарь курфюрста в Майнце, с 1683 также каноник. Один из крупнейших нем. скрипачей-виртуозов 17 в., мастер многогол. игры на скрипке. Издал 2 сборника скрипич. пьес (сонаты, сюиты, танцы, вариации) - «Скерцо из соло для скрипки и бассо континуо…» («Scherzi da violino solo con il basso continuo…», 1676, 1687) и «Хорошо возделанный увеселительный сад для скрипки…» («Hortulus chelicus…», 1688, изд. под назв. «Wohlgepflanzter violinischer Lustgarten», 1694, 1708). Произв. В. изобилуют блестящими технич. находками (трель двойными нотами, сложная аккордовая техника, виртуозные штрихи), остроумными приёмами звукоподражания, скордатуры. Музыка отдельных частей в его сочинениях достигает большой выразительности (напр., Adagio-recitativo из сонаты C-dur для скрипки с басом, 1676). В основе некоторых произв. В. - нар. тематика. Развитый В. многогол. стиль игры на скрипке подготовил почву для совершенного худож. воплощения его И. С. Бахом (сонаты и партиты для скрипки соло). ВАЛЬТЕР (Walther, Walter) Иоханнес (Ханс) (1496, Кала, Тюрингия - 25 III 1570, Торгау) - немецкий композитор и кантор. Пел в хоре в Торгау, в 1517-20 капельмейстер придв. капеллы курфюрста Фридриха III, Мудрого в Альтенбурге. Участвовал в преобразовании церк. музыки и школьного муз. обучения на основе идей Реформации. Один из первых создателей лютеранской церк. музыки. Его советами пользовался М. Лютер при реформировании церк. богослужения. Совм. с Лютером работал над созданием Нем. мессы (1525) в Виттенберге, создал там книгу 2-3-голосных псалмов - первый муз. сборник лютеранских духовных песнопений с предисловием Лютера (1524). С 1525 кантор гор. лат. школы в Торгау, где в 1526-48 возглавлял гор. хор. общество. В 1548 основал певч. капеллу при дворе курфюрста Морица Саксонского в Дрездене, которой руководил до 1554; затем жил в Торгау. В. - автор 4-голосных нем. псалмов, магнификатов и др. духовных сочинений, которые внесли значит. вклад в развитие хор. полифонии эпохи поздней готики. Полное собр. соч. В. издаётся в Касселе с 1953. Соч. (все изданы в Виттенберге): Geystliche gesangk Buchleyn, 1524 (то же под назв. Wittembergisch deutsch Geistlich Gesangbüchlein, 1544, 1551); Lob und Preis der löblichen Кunst Musica, 1538; Ein schöner Geistlicher und Christlicher newer Berckreyen…, 1552; Ein newes Christlichs Lied, 1561; Lob und Preis der himmlischen Кunst Musica, 1564. ВАЛЬТЕР [Walter, наст. фам. Шлезингер (Schlesinger)] Бруно (15 IX 1876, Берлин - 17 II 1962, Беверли-Хилс, Калифорния) - немецкий дирижёр. Учился композиции и игре на фп. в консерватории Штерна (Берлин). В 18 лет дебютировал как дирижёр в оперном театре Кёльна в спектакле «Оружейник» Лорцинга. В 1894-96 был концертмейстером, хормейстером, дирижёром в Гамбургской опере. Затем работал в оперных театрах Бреслау (Вроцлав, 1896), Пресбурга (Братислава, 1897), Риги (1898) и в Берлинской королевской опере (1900). В 1901-12 по приглашению Г. Малера - в Венской гос. опере, с 1911 одноврем. руководил венской Певческой академией. В 1913-22 В. преемник Ф. Мотля на посту генерал-музик-директора Мюнхенской оперы; с 1925 генерал-музик-директор Городской оперы в Берлине. В. - один из основателей и неоднократный участник Зальцбургских фестивалей; в 1924-31 руководил пост. нем. опер в лондонском театре «Ковент-Гарден», в 1929-33 - оркестром Гевандхауза в Лейпциге. В 1933 В. после прихода к власти фашистов покинул Германию, с 1936 работал в Вене. В 1938 поселился во Франции, с 1939 жил в США (в 1946 принял амер. подданство). В 1941-45, 1950-51, 1956-57 работал в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Гастролировал в странах Европы и Америки, в т.ч. в России (1913, 1914); был одним из первых иностр. дирижёров, посетивших Сов. Союз (1923, 1927). В. - крупнейший представитель школы Г. Малера, музыкант-мыслитель. Художеств. индивидуальности В. свойственна мягкость и поэтичность. В основе его воздействия на оркестр лежала сила убеждения, а не дирижёрский диктат. Исполнение В., сочетавшее эмоц. насыщенность с бережным отношением к авторскому тексту, отличалось свободой и непринуждённостью. В опере В. стремился к гармонич. единству музыки и её сценич. воплощения. В. - крупнейший интерпретатор произв. В. А. Моцарта, выдающийся исполнитель произв. Дж. Верди, Г. Малера (первый исполнитель «Песни о земле», 1911, и 9-й симфонии, 1912), А. Брукнера, И. Брамса, Л. Бетховена и др. Выступал также как пианист-ансамблист и аккомпаниатор. Автор 2 симфоний, произв. для хора и оркестра, камерно-инстр. сочинений, песен. Почётный пред. Малеровского общества в Вене (1955); почётный чл. оркестра Гевандхауза (1961). Лит. соч.: Von den moralischen Кräften der Musik, W.-Lpz.-Z., 1935; Gustav Maler. Ein Porträt, W.-Lpz.-Z., 1936, В.-Fr./M., 1957 [в рус. пер.- Густав Малер. Портрет, в кн.: Малер Г., Письма. Воспоминания, М., 1964 (пер. 1-й части кн. «Воспоминания» с нем. изд. 1957)]; Theme und Variationen, Fr./M., 1961 (1-е изд. на англ. яз., L., 1947) [в рус. пер. - Тема с вариациями. Воспоминания и размышления, M., 1969 (серия: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 4)]; Vom Mozart der Zauberflöte, Fr./M., 1955; Von der Musik und vom Musizieren, Fr./M., 1957 (в рус. пер. - О музыке и музицировании, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962). ВАЛЬТЕР Виктор Григорьевич (1865, Таганрог - 21 IV 1935, Париж) - рус. скрипач, муз. писатель и критик. В 1890 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. С того же года концертмейстер оркестра Мариинского театра. Возглавлял струн. квартет «Русских камерных вечеров». С 1897 выступал в периодич. печати. Вёл муз. отдел в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. С 1925 жил в Париже. Соч.: Как учить игре на скрипке. Практич. пособие для учителей и учащихся, СПБ, 1897, перераб. и доп., 1910; Рихард Вагнер. Его жизнь, творчество и деятельность, СПБ, 1912; Эдуард Францевич Направник. К 50-летию его артистич. деятельности…, СПБ, 1914; путеводители по операм; инструктивные соч. и переложения для скр.; статьи и др. ВАЛЬТЕР Наум Геннадиевич (р. 11 IX 1902, Херсон) - советский пианист. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1921 окончил Екатеринославскую консерваторию по классу фп. А. М. Шепелевского. С 1922 в Москве, где совершенствовался у Ф. М. Блуменфельда и Г. Г. Нейгауза. Одноврем. работал в разл. конц. организациях. С 1928 концертмейстер и солист Всесоюзного радио. Выступает в ансамбле с крупнейшими сов. и зарубежными артистами: Л. Б. Коганом, М. Марешалем, П. Фурнье, А. Наваррой. Гастролирует за рубежом. |