ВАРЛАМОВ Александр Владимирович [р. 6(19) VII 1904, Симбирск] - советский композитор и дирижёр. Засл. деят. искусств РСФСР (1979). В 1929 окончил Муз. техникум им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1931-33 зав. муз. частью Моск. театра миниатюр, с 1934 руководитель разл. джаз-оркестров. С 1937 гл. дирижёр Эстр. оркестра Всесоюзного радио, с 1940 - Гос. джаз-оркестра СССР. В 1941-42 муз. рук. Всесоюзной студии эстр. искусства. Один из первых сов. проф. композиторов, работающих в области джаза. Автор св. 350 пьес для эстр. оркестра и св. 40 песен («Ты поверь, ты пойми», «Край мой любимый», «Пой мне», «Уходит вечер» и др.), музыки к спектаклям драматических театров и к кинофильмам (13), в т. ч. «Степан Разин» (1937), «Айболит» (1938), «Парень из тайги» (1939) и к 60 мультфильмам. ВАРЛАМОВ Александр Егорович [15(27) XI 1801, Москва - 15(27) X 1848, Петербург] - русский композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр. Род. в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил муз. одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фп. Муз. образование получил в петерб. Придв. певч. капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности В. привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, который принял участие в его занятиях. В 1819 В. был назначен учителем певчих рус. придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 - в Придворной капелле. В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (В. помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 поселился в Москве, получил место «композитора музыки» и помощника капельмейстера имп. театров. В 1843 вышел в отставку. Сближение В. с моск. артистич. средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творч. развитию. В 1833 он выпустил первый сб. романсов и песен, в 1834-35 издавал нотный жури. «Эолова арфа», в котором наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и др. Особый успех имели конц. выступления В. - талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певч. голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы В. зафиксировал в «Полной школе пения» (изд. 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике. В течение «моск. периода» (1832-44) В. создал большую часть произв. (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с лит. критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем рус. фольклора. В. изучал нар. песню, создал сб. обработок - «Русский певец» (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь В. провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла). В историю рус. музыки В. вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его нар. истокам, к песенной культуре широкой демократич. среды. В романсах В. нашли отражение образный строй рус. нар. песни, её интонац. и ладовые особенности. Тонкое знание вок. искусства помогло ему создать яркие образцы рус. кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль В. оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, В. претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизац. свободу мелодич. развития. В искренней, задушевной лирике В. нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью. В. создал ок. 200 романсов и песен, в основном на стихи рус. поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи которых В. написал свои лучшие «русские песни» в нар. духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирич. протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования В.: мелодич. щедрость, пластичность вок. мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы рус. нар. песенности - вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто рус. широту и величавую неторопливость движения («Ах ты время, времячко», «Что ты рано, травушка»). Ко второму типу относятся песни активного ритма: «Вдоль по улице метелица метёт», «Что это за сердце», «Соловьем залётным» и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски. В некоторых песнях В. сказалось воздействие гор. фольклора с типичными для него танц. ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: «На заре ты её не буди», «Тяжело, не стало силы», «Ты не пой, соловей». Влияние гор. бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен В. - «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» (сл. Цыганова). Наряду с «Колокольчиком» Гурилёва и «Соловьем» Алябьева эта песня сделалась общенар. достоянием. Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням В., отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества В. остаются романтич. взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирич. высказывания. В романсах В. следует принципу широкого обобщения поэтич. текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегич. настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах «Одиночество», «Ангел», «Мне жаль тебя», отчасти близких к элегич. лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирич. окраска присуща его «пейзажным» романсам («Горные вершины», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку»). Контрастны им темпераментные романсы на сл. Лермонтова («Белеет парус одинокий»), Кольцова («Я любила его», «Ненаглядный ты мой»). Иногда композитор усиливает черты декламац. экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драм. монолог («Напоминание», «Грусть», «Доктор»). В. обогатил жанр баллады, подчинив его рус. песенному стилю. В балладах «Песня разбойника» и «Оседлаю коня» традиционные романтич. образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной рус. песни. Работая преим. в области вок. жанров, В. писал также музыку к драм. спектаклям (его театр. музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтич. тенденции рус. театра 30-40-х гг. 19 в. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии «Гамлет» Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого театра балеты В. «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (1837). Творчество В., как и его современника А. Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 в., в т.ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о «дилетантских» романсах этих композиторов. Сов. исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества В., его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое искусство В. создало свою традицию в рус. музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Соч.: балеты - Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совм. с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», 1837); ок. 200 романсов и песен (собр. соч. в 12 тт., изд. А. Гутхейля); обработки рус. нар. песен для голоса с фп., в т.ч. сб. Русский певец (СПБ, 1846, не окончен); вок. ансамбли; хоры, в т.ч. 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828); фп. пьесы; музыка к драм. спектаклям - Рославлев (Шаховского по роману Загоскина; совм. с А. Н. Верстовским, 1832, Большой театр, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и др. |