ВАСИЛЬЕВ (Васильев 1-й; наст. фам. - Кирилов) Владимир Иванович [1828, Нарва - 24 VIII (6 IX) 1900, Петербург] - русский певец (бас). По окончании духовного уч-ща пел в церк. хоре. Учился пению у Г. Казеллы, в Петерб. театр. уч-ще у Ф. Риччи, в Триесте у Л. Риччи. С 1856 пел на сцене Петерб. оперного театра. Первый исполнитель партии Пимена. Среди др. партий: Иван Сусанин; Илья, Добрыня, Элиаким («Вражья сила», «Рогнеда», «Юдифь» Серова), Жемчужный («Опричник» Чайковского), Минин («Нижегородцы» Направника), Мак-Грегор («Вильям Ратклиф» Кюи), Лепорелло; Бертрам («Фра-Дьяволо» Обера), Марсель («Гугеноты» Мейербера) и др. Обладал голосом большой звучности и широкого диапазона. С успехом выступал также в концертах. В 1881 оставил сцену. ВАСИЛЬЕВ (Васильев 2-й) Василий Михайлович [19(31) XII 1837, Петербург - 8(20) V 1891, там же] - русский певец (тенор). Учился пению в Петерб. театр. уч-ще у Ф. Риччи. После окончания (1857) был принят в труппу Мариинского театра, где работал до конца жизни. Дебютировал в роли Гвальдеро в опере М. У. Балфа «Цыганская девушка» (1858). Партии: Бонн; Княжой дурак («Рогнеда»), Вася («Вражья сила»), Вагоа («Юдифь»), Лоренцо («Фра-Дьяволо»). Иногда исполнял и ведущие партии: Собинин; Герцог («Риголетто») и др. ВАСИЛЬЕВ (Васильев 3-й) Михаил Дмитриевич (1850 - дата и место смерти неизв.) - русский певец (тенор). В 1880-97 был одним из ведущих артистов Мариинского театра (Петербург). Дебютировал в партии Герцога («Риголетто»). В дальнейшем исполнял гл. партии во мн. операх рус. и иностр. композиторов. Обладал большим красивым голосом с особенно развитым верхним регистром. В сезон 1892-93 был солистом оперной труппы И. Я. Сетова в Киеве. Партии: Собинин, Бояп, Финн, Князь, Владимир Игоревич; Раймонд («Орлеанская дева»), Синодал; Альмавива («Севильский цирюльник»), Хозе; Рауль («Гугеноты»), Фауст, Лоэнгрин; Фентон («Фальстаф») и др. ВАСИЛЬЕВ (Васильев-Святушенко) Матвей Тимофеевич [18 (30) VIII1863, Смоленск - 14 II 1961, Чернигов] - советский композитор и дирижёр. Засл. деят. искусств УССР (1947). Соратник М. Л. Кропивницкого по созданию укр. проф. театра. Родился в семье быв. крепостного музыканта. Музыке обучался самостоятельно. Был учеником-валторнистом в передвижном оркестре, затем в передвижной итал. опере под упр. Кобелло. В 1879 дебютировал в качестве дирижёра в опереточной труппе Гаврилова в Воронеже. С 1881 дирижёр и композитор труппы С. Новикова в Полтаве, с 1882 - в труппах М. Л. Кропивницкого, Н. К. Садовского, Л. Сабинина и др. С 1921 дирижёр в театрах Донецка, Харькова и Чернигова, в 1935-48 (с перерывами) зав. муз. частью укр. Муз.-драм. театра им. Т. Г. Шевченко в Чернигове. В. - автор музыки к укр. классич. пьесам: «Наталка Полтавка» Котляревского (1882; завоевала особую популярность), «Шельменко-денщик» Квитки-Основьяненко (1882), «Дай серцю волю, заведе в неволю» Кропивницкого (1882), «Лимерiвна» Мирного (1884), «Безталана» Карпепко-Карого (1887), «Цыганка Аза» Старицкого (1892), а также к пьесам сов. драматургов: «Правда» (1939), «Богдан Хмельницький» (1940), «В степах Украiни» (1943) Корнейчука, и др. В своём творчестве В. широко использовал укр. муз.-песенный фольклор. ВАСИЛЬЕВ Александр Гордеевич [1(13) XI 1878, Петербург - 31 XII 1948, Ленинград] - советский фаготист. Засл. деят. искусств РСФСР (1940). В 1897 окончил инстр. классы Придв. певч. капеллы по классу фагота И. Ф. Плацатки. В 1907-48 солист симф. оркестра Ленигр. филармонии (до 1917 придв. оркестр). В 1927-1948 профессор Ленингр. консерватории (с 1931 зав. кафедрой деревянных дух. инструментов). В. был выдающимся виртуозом. Игра его отличалась красотой звучания, исключительным технич. мастерством. Педагогич. деятельность В. способствовала развитию сов. школы игры на дух. инструментах. Автор переложений и обработок произв. др. композиторов для фагота. ВАСИЛЬЕВ Валерий Борисович (р. 21 XI 1927, Ленинград) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1968. Окончил Ленингр. консерваторию у Г. М. Бузе (1951); в 1951-55 занимался в аспирантуре при ней у Г. Г. Нейгауза и П. А. Серебрякова. В 1951-1957 солист Ленингр. филармонии, с 1957 - Ленконцерта. С 1950 преподаватель Музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории. Лауреат конкурса им. Ф. Листа (Будапешт, 1956). Гастролирует за рубежом. ВАСИЛЬЕВ Иван Васильевич (1810-е - 1870-е гг.) - рус. гитарист, певец и композитор. Игре на гитаре обучался в Москве у М. Т. Высоцкого. Работал в моск. цыганском хоре И. О. Соколова. С 1848 (после смерти Соколова) рук. хора моск. цыган, славившегося высокой исполнит. культурой, близкой к камерному стилю пения. В нач. 60-х гг. В. переселился в Петербург, где неск. лет выступал с хором. Талантливый гитарист, В. одним из первых применил в цыганской хор. практике мелодич. солирование на гитаре под аккомпанемент второй гитары. Самобытный певец, знаток рус. нар. песни, он был одним из лучших её исполнителей. А. Н. Островский и И. Ф. Горбунов, высоко ценившие талант В., записали от него неск. рус. песен, в т.ч. «Исходила младёшенька» (введена Островским в комедию «Не так живи, как хочется», позднее использована М. П. Мусоргским в «Хованщине»). В. - автор мн. романсов, в т.ч. «Погубили меня твои черны глаза», «Гаданье», «Тебя ль забыть»; вок. дуэтов, трио и квартетов на сл. А. В. Кольцова, Я. П. Полонского и др. Ему принадлежит также обр. романсов (в т.ч. «Куманёчек, побывай у меня», цитированный А. Н. Серовым во «Вражьей силе»). В. приписывается обработка для цыганской пляски гитарной фантазии d-moll Высоцкого (т. н. «Цыганская венгерка»). ВАСИЛЬЕВ Фёдор Семёнович (р. 4 X 1920, дер. Осипкасы, ныне Верхние Панклеи Моргаушского р-на Чуваш. АССР) - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1968) и Чуваш. АССР (1960). Чл. КПСС с 1943. Деп. Верх. Совета Чуваш. АССР 7-го созыва. В 1954 окончил теоретико-композиторский ф-т Казанской консерватории по классу Г. И. Литинского и А. С. Лемана и стал преподавателем муз. уч-ща в Чебоксарах (в 1962-67 директор). С 1970 зав. кафедрой истории и теории музыки Чуваш. педагогич. института. Автор первой чуваш. нац. оперы «Шывармань». Соч.: оперы - Шывармань (Водяная мельница, 1960, Чувашский муз.-драм. театр, Чебоксары), Хамарьял (Земляки, 1962, там же); балеты - Сарпиге (либр. автора и Е. Никитина, 1970, Муз. театр, Чебоксары), Арзюри (Оборотень, 1972); оратории - Самана (Эпоха Октября, 1965), Ленин на Волге (1970), кантата - Родному народу (1960); для орк. - симфониетта (1953), сюита - В родном колхозе (1952), поэма (1970); хоры, песни, романсы, обработки; записи чуваш. нар. песен; музыка к драм. спектаклям. |