ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович [18(30) III 1872, Москва - 11 III 1956, там же] - советский композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939). Доктор искусствоведения (1943). Занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. Окончил юридич. ф-т Моск. университета (1895), в 1901 - Моск. консерваторию, где учился у С. И. Танеева, M. M. Ипполитова-Иванова и В. И. Сафонова. В это время В. был уже автором мн. сочинений, в т.ч. симф. поэмы, струн. квартета, фп. пьес и романсов, оперы-кантаты «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1901). В годы учения дирижировал студенч. оркестром, работал в консерватории помощником В. И. Сафонова в оперном и хоровом классах. С 1906 преподаватель, с 1907 профессор Моск. консерватории по классам инструментовки (в 1932-41 и 1943-56 зав. кафедрой) и композиции. Среди учеников В.: А. В. Александров, A. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др. В 1907-17 B. проводил в Москве общедоступные исторические концерты, в которых выступал как дирижёр, обрабатывал для них произв. старинной музыки. К участию в этих концертах В. привлёк выдающиеся артистические силы. Муз.-просветительная деятельность В. приобрела особенно широкие масштабы после Великой Oкт. социалистической революции. В 1918 он дирижировал симфоническими концертами в различных районах Москвы, в 1919 провёл цикл лекций-концертов в Московском университете. Был одним из организаторов муз. радиовещания (1925). С 1938 работал в Ташкенте, способствуя развитию проф. узбекской муз. культуры. В своём творчестве В. опирался на традиции рус. классич. музыки 19 в. и колористические завоевания импрессионизма. Красочность и мастерство оркестровой звукозаписи были наиболее сильными сторонами его произв. Для В. характерен глубокий интерес к рус. нар. песне, он увлекался поэзией Древней Руси, старинным эпосом. Под рук. С. В. Смоленского изучал древнерус. крюковое пение, образцы которого использовал в некоторых сочинениях (1-я симфония, 1906). В творчестве предреволюционных лет В. отдал дань эстетско-символистским тенденциям (симф. поэма «Сад смерти» по О. Уайльду и др.). Особое место в творчестве В. занимали образы Востока. Если в ранних произв. композитора они носили иногда условно-экзотический эстетизированный характер («Экзотическая сюита» для голоса и инстр. ансамбля, 1916, и др.), то непосредственное знакомство с музыкой народов СССР позволило композитору верно и правдиво воспроизвести особенности разных нац. культур. В. принадлежат симф., камерные, хоровые и др. произв., в которых он разрабатывал фольклор народов советского и зарубежного Востока. Также автор обработок рус. нар. песен. Внёс значит. вклад в музыку для духовых и нар. инструментов. Соч.: оперы - опера-кантата Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре (1903, Моск. частная рус. опера), Сын солнца (1929, Большой театр), Христофор Колумб (1933), Буран (совм. с М. Ашрафи, 1939, Ташкент), Великий канал (совм. с М. Ашрафи, 1941, там же), Суворов (1942, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко); балеты - Нойя (1923), Иосиф Прекрасный (1925, Большой театр), В солнечных лучах (1926, Одесса), Лола (1943, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Карусель (1933, Москва), Цыганы (по А. С. Пушкину, 1937, Нар. дом, Ленинград), Акбиляк (1943, Ташкент), Мирандолина (1949, Большой театр); оперетта - Девушка из кофейни (1938, Свердловск); для солистов, хора и орк.- кантата к 20-летию Октября (1937); для орк. - 5 симфоний (в т.ч. 4-я Арктическая, 1934), поэма Сад смерти (1908, по О. Уайльду), симф. сюиты На тему лютневой музыки 16-17 вв. (1914), Зодиак (на темы французский композиторов 18 в. (1914), 2 Китайские (1928, 1931), Туркменские картины (1931), Советский Восток (1932), Узбекская (1943), Украина (1945), Балетная (Мирандолина, 1946; Гос. пр. СССР, 1947); рапсодии - Красноармейская (1932) и Славянская (1945); концерты с орк. - для фп. (1949), для скрипки (1913, 1952), для влч. (1944), для арфы (1949), концерт-поэма для трубы (1945), для кларнета (1953), для валторны (1953), для балалайки (1931); для орк. нар. инструментов - сюита В деревне (1943), Колхозная сюита (1953); для домрово-балалаечного орк. с духовыми инструментами - 3-я симфония (Итальянская, 1934); для голоса и инстр. Ансамбля - Экзотическая сюита (1916); камерно-инстр. произв.; свыше 200 романсов (в т.ч. циклы Заклинания, 1909; Марийские песни, сл. К. Д. Бальмонта, 1913; 6 индусских мелодий, сл. Р. Тагора и С. Н. Василенко); обр. нар. песен, в т.ч. 10 рус. нар. песен (1929); 8 негр. и инд. мелодий (1934), и др.; музыка к драм, спектаклям и фильмам. Лит. соч.: Страницы воспоминаний. М.-Л., 1948; Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1-2, М., 1952-59. |