ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (18 или 19 XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5 VI 1826, Лондон) - немецкий композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель. Один из первых композиторов-романтиков, создатель нем. романтич. оперы, организатор нац. муз. театра. Муз. способности В. унаследовал от отца, оперного капельмейстера и антрепренёра, игравшего на мн. инструментах. Странствуя с труппой отца, В. с детства сроднился с театром, но не получил ни общего, ни систематического муз. образования. Брал уроки композиции у М. Гайдна и аббата Г. Фоглера, который сыграл особенно важную роль в муз. развитии В. и привил ему любовь к фольклору. В 12 лет В. написал пьесы для фп. и оперу «Сила любви и вина», в 14 лет - оперу «Немая лесная девушка» (пост. во Фрейберге, в Вене, Праге, Петербурге). Выступал также как пианист, с 17 лет - как дирижёр. В. объездил много городов и завоевал славу блестящего виртуоза, руководил постановкой своих опер. С 1813 композитор жил в Праге, где до 1817 возглавлял оперный театр. Представляя собой характерный для романтиков тип разностороннего художника, В. совмещал обязанности дирижёра, режиссёра, хормейстера, репетитора, критика. Деятельность В. проходила в условиях нац. обществ. подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность, творчества В., сформировало его эстетич. взгляды. Среди наиболее значит. произв. пражского периода - сб. песен «Лира и меч» (1814, сл. Т. Кёрнера), в котором композитор воплотил новые интонации, рождённые освободительной борьбой нем. народа против франц. завоевателей. Зрелый период творчества В. связан с Дрезденом, куда он переехал в 1817 и где был дирижёром и руководителем оперного театра до конца своей жизни. Здесь В. организовал нем. труппу, к-рая сыграла большую роль в утверждении нац. оперного искусства в противовес господствовавшей в то время итал. опере. В. - один из. первых разбил оркестр на группы инструментов, стал дирижировать палочкой. В этот период В. написал музыку к пьесе «Прециоза» П. А. Вольфа (1820), произв. для фп. и др. инструментов. В 1820 он закончил оперу «Вольный стрелок» (либр. Ф. Кинда по одноим. новелле И. А. Апеля, пост. 1821, Берлин, под упр. автора). Это была первая нем. романтическая опера, определившая дальнейшие пути муз. театра. Опера характерна противопоставлением быта и фантастики. Действие оперы разворачивается на фоне быта и картин природы, сочувствующей или противостоящей человеку (преобладает образ леса). Свойственное романтизму внимание к тонким движениям души претворено в образах мятущегося, томимого сомнениями героя и самоотверженной героини. В этом произв. впервые получила отражение излюбленная тема нем. романтизма - искупление греха чистой жертвенностью, любовью. Композитор обратился к традиц. жанру нем. зингшпиля, наполнив его новым содержанием. Муз. драматургия оперы строится на контрастном развитии двух интонац. сфер. Одна из них основана на нем. нар. песенности и рисует картины нар. быта, которые приобрели широкую популярность (хоры охотников и подружек невесты). Другая сфера избрана В. для характеристики фантастич. тёмных сил. Композитор отводит большую роль лейтмотивам, повышает значение оркестра. Оркестр становится красочным, изобразительным (сцена литья волшебных пуль в Волчьем ущелье), намечает драматургию тембров. Одним из первых В. построил увертюру па темах оперы. В следующей опере - «Эврианта» (1822-23, либр. X. Шези по франц. легенде 13 в. - «История Жерара де Невер и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой», пост. 1823, Вена, под упр. автора) композитор обратился к жанру большой романтической оперы. Он создал образы сильных героев, наделённых высокими чувствами (прототипы героев оперного творчества нем. композиторов 19 в. - Р. Вагнера, Р. Шумана и др.). В «Эврианте» отчётливее, чем в «Вольном стрелке», выявилось стремление В. к непрерывно развивающейся муз. драматургии. В опере отсутствуют разговорные диалоги, в ряде случаев композитор отказывается от дробления сцен на отдельные законченные номера. В фон действия наряду с картинами природы включаются рыцарские поединки, молитвы, свадебные шествия с многочисл. участниками и др. В связи с этим возрастает роль ансамблей и хоров. Важным достижением В. явилось воплощение в мелодике оперы взволнованной человеческой речи. В своей последней сказочной опере-феерии - «Оберон» (1826, либретто Дж. Р. Планше по поэме К. М. Виланда, пост. 1826, Лондон, под упр. автора) В. вернулся к традиц. жанру зингшпиля, однако в отличие от «Вольного стрелка» для этой оперы определяющими явились не бытовые мотивы, а сказочные (действие происходит в воздушном мире эльфов). Важное место занимают в опере романтич. картины природы. Ряд сцен окрашен вост. колоритом, в опере использованы подлинные нар. арабские и турецкие мелодии. Этот же приём применён в музыке к драм. спектаклям «Турандот» Гоцци в пер. Шиллера, «Прециоза» Вольфа. В. - основоположник нац.-романтич. нем. оперы, обобщивший искания композиторов раннего периода муз. романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор) и подготовивший своим творчеством принципы муз. драматургии Р. Вагнера. Значительны его поиски и достижения в инстр. жанрах и прежде всего в фп. музыке. В. - один из создателей романтич. инструментальной поэмы, в которой он использовал (как и в опере) формы бытовых жанров - марш, вальс и т. п. Большинство этих произв. принадлежит к блестящему виртуозному стилю. «Приглашение к танцу» для фп. (1819) - первая в истории музыки программная конц. пьеса со сменой разнохарактерных образов, имеющая в своей основе форму вальса (в 1841 Г. Берлиоз переложил это произв. для оркестра). «Концертштюк» для фп. с оркестром (1821) - первый образец жанра одночастного концерта для фп. с оркестром. Большое место в творчество В. занимает камерная вок. музыка (ансамбли, около 130 песен). Им написано также много произв. для разд. инструментов (кларнет, фагот, валторна, гитара и др.). В. был также талантливым критиком. Его деятельность оказала большое влияние на развитие нем. муз.-критич. мысли. Он сотрудничал в 16 периодич. изданиях различных городов (Берлин, Веймар, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Прага, Штутгарт) В. занимали проблемы муз образования, просвещения, творчества композиторов и исполнителей Он писал рецензии на оперные пост. и концерты. Особо выделяется цикл «Музыкальные и драматические заметки «, состоящий из 20 статей, посвященный анализу современных В франц. и нем опер. Другой цикл статей - «Мысли к музыкальной топографии Германии, как опыт вклада в летопись искусства и вместе с тем указатель для путешествующих музыкантов» осуществлен не полностью В. принадлежат фрагменты неоконч автобиографич романа «Жизнь музыканта» (рус. пер - «СМ», 1935, NoNo 7, 8 и 10) Соч. оперы - Сила любви и вина (Die Macht der Liebe und des Weins, соч. 1798, не сохранилась), Немая лесная девушка (Das stumme Waldmädchen, первонач. назв. - Лесная девушка, пост. 1800, Фрейберг под назв. - Немая лесная девушка пост. 1800 в Хемнице), Петер Шмоль и его соседи (Peter Schmoll und seine Nachbarn, либр. Тюрка на основе романа К. Крамера, соч. 1801-1802, пост. Аугсбург), Рюбецаль (Rübezahl, текст Роде, соч. 1804 пост. 1804, Бреслау), Сильвана (пост. 1810, Франкфурт-на-Майне), Абу Гасан (текст P. Химера, соч. 1810, 1811, Мюнхен), Вольный стрелок (Der Freischütz, соч. 1817-20, пост. 1821, Нац. театр, Берлин), Три Пинто (Die drei Pintos, соч. 1820-21, текст T. Хелля; опера завершена Г. Малером, пост. 1888, Лейпциг), Эврианта (соч. 1822-23, пост. 1823, «Кернтнертортеатр», Вена), Оберон (Оберон, или Клятва короля эльфов, Oberon, or the Elf Кing's oath, 1826, пост. 1826 театр «Ковент-Гарден», Лондон), для хора и голосов с орк. - мессы - Grosse Jugendmesse (Es-dur, 1799), No 1 (Missa sancta in Es, No 1, op. 75, 1818), No 2 (Missa sancta op. 76, G-dur, 1819), Offertorium (Es-dur, 1818; C-dur, 1819); кантаты - Der erste Ton (сл. И. P. Рохлица, op. 14, 1808), In seiner Ordnung schafft der Herr (сл. И. Ф. Рохлица, op. 36, 1812), Jubel-Кantate (op. 58, 1818), Природа и любовь (Natur und Liebe, сл. Ф. Кинда, op. 61, 1818); для орк. - симфонии - No1 (C-dur, op. 19, 1807), No 2 (C-dur, без op. 1807), увертюры (1809, 1818, 1819); концерты для инструмента с орк. - для фп - No 1 (C-dur, op. 11, 1810); No 2 (Es-dur, op. 32, 1812), Концерт штюк для фп. с оркестром (f-moll op. 79, 1821), для кларнета концертино ( c-moll, op. 26, 1811; e-moll, op. 24, 1811); No 1 (f-moll, op. 73, 1811, No 2 (Es-dur, op. 74, 1811), для фагота (F-dur, op. 75, 1811), для валторны (e-moll, op. 45, соч. 1815); камерные инстр. произв. - квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и влч. (ор. 34, 1815), квартет для фп., скр., ачьта и влч. (без ор., 1808 или 1809), трио для фп., флейты и влч. (ор. 63, g-moll, 1819); для фп. и скрипки - 9 вариаций на тему норв. песни (ор. 22, 1808) 6 сонат (ор. 19, 1810); для фп. игитары - Дивертисмент (ор. 38, 1816); для фп. - сонаты (No 1, C-dur, op. 24, 1812; No 2, As-dur, op. 39, 1816; No 3, d-moll, op. 49, 1816; No 4, e-moll, op. 70, 1822); вариации (op. 2, 1800), 8 вариаций на тему оперы «Castor und Pollux» Г. Фоглера (ор. 5, 1804), 7 вариаций на тему арии «Vien quа Dorina» P. Бианки (ор. 7, 1807), вариации на оригинальную тему (op. 9 1808), 7 вариаций на тему из оперы «Иосиф в Египте» Мегюля (ор. 28, 1812), Air russe variй «Schöne Minka», вариации для фп. (ор. 40, 1815), 7 вариаций на тему цыганской песни (ор. 55, 1817), Momento capriccioso (op. 12, 1808), Большой полонез (Grande polonaise Es-dur, op. 21, 1808), Блестящее рондо (Rondeau brillante, Es-dur, op. 62, 1819), Polacca brillante (E-dur, op. 72, 1819) Приглашение к танцу (Aufforderung 7um Tanz, op. 65, 1819), для фп. в 4 руки - 20 пьес (op. 3, 1801; op. 10, 1809; op. 60, 1818); для кларнета и фп. - Большой концертный дуэт (B-dur, op. 48, 1816); романсы и песни (для голоса в сопр. фп. или гитары, в т.ч. ор. 13 15, 23, 25, 30, 46, 54, 64 и др.); для хора - Лира и меч (Leier und Schwert, cл. T. Кёрнера, 3 тетр. ор. 41, 1814; ор. 42, 1814; ор. 43, 1816); музыка к драм. спектаклям - «Прециоза» P. А. Вольфа (1820), «Турандот» Гоцци (1821) и др. Лит. соч.: Sämtliche Schriften. Кritische Ausgabe, В., 1908, Lpz., 1921; Ausgewählte Schriften, hrsg. von R. Кleinecke, Lpz., [s. a.] (в рус. пер. - Автобиографический набросок, «СМ», 1936, No 12); Жизнь музыканта. Главы из неоконченного романа, «СМ», 1935, NoNo 7-8, 10). ВЕБЕР (Weber) Фридрих Дионис (наст. имя и фам. - Бедржих Дивиш, Divis) (9 X 1766, Велихов, близ Карлови-Вари - 25 XII 1842, Прага) - чеш. композитор, педагог, органист, муз. писатель. Учился музыке у Г. И. Фоглера. В конце 18 в. выступил как автор фп. пьес (Бравурные вариации для фп. с орк.), танцев (менуэты, лендлеры, кадрили), маршей. Позднее писал камерные сочинения, пьесы для духовых инструментов, кантаты, мессы и др. Был первым директором Пражской консерватории (1811-42) и написал о ней информац. брошюру (в 1817). Организаторская и педагогич. деятельность В. способствовала становлению этого уч. заведения. В 1839-42 был одновременно директором орг. школы в Праге. В 1819-20 предпринял фольклорную экспедицию по Чехии и затем опубликовал в 1824 т. н. «Коловратскую рукопись» («Кolovratsky rukopis») - первый сборник чеш. нар. песен и мелодий. Усовершенствовал клапанную систему некоторых духовых инструментов, а также рычажную систему перестройки литавр. Нек-рые фп. сочинения и песни В. издавались в Праге в 20 в. Соч.: Das Кonservatorium der Musik zu Prag, Prag, 1817; Allgemeine theoretisch-praktische Vorschule der Musik, Prag, 1828; Theoretisch-praktisches Lehrbuch der Harmonie und des Generalbasses, Tl 1-4, Prag, 1830-43; Allgemeine musikalische Zeichenlehre, Prag, 1841. M. M. Яковлев. ВЕБЕР (Weber) Якоб Готфрид (1 III 1779, Фрейнсхейм, Пфальц - 21 IX 1839, Бад-Крёйцнах) - нем. музыкальный теоретик и композитор. По образованию и профессии юрист, с 1832 генеральный прокурор великого герцогства Гессенского. Одновременно занимался музыкой, играл на флейте, виолончели, фп., изучал муз.-теоретич. труды. В 1806 основал консерваторию в Мангейме, где также руководил муз. обществом. С 1824 издавал журн. «Caecilia». Был близок с К. М. Вебером, Дж. Мейербером. Виднейший нем. муз. теоретик своего времени, В. на основе изучения и систематизации муз.-теоретич. трудов И. Ф. Кирнбергера, Ф. В. Марпурга, Г. Й. Фоглера и др. обосновал собств. систему, изложенную им в работе «Опыт упорядоченной теории композиции», в которой впервые ввёл в муз. практику буквенное обозначение аккордов (мажорные аккорды обозначал прописными, минорные - строчными буквами). Им написаны также работы, посв. описанию струн. и дух. муз. инструментов. В. оспаривал подлинность «Реквиема» Моцарта («Caecilia», Bd 14, 1826). Автор культовой оркестровой музыки (реквием, 3 мессы, Те Deum, кантаты), вариаций для гитары и виолончели, хоров и многоголосных песен. Писал статьи для «Allgemeine Musikzeitung» и редактируемого им журнала «Caecilia». Соч.: Versuch einer praktischen Akustik der Blasinstrumente…, «AMz», 1816, No 3-6, 41-45, 1817, No 48-49; Ьber chronometrische Tempobezeichnung, Mainz, 1817; Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-1821, Bd 1-4, 1824, 1830-32; Ьber Saiteninstrumente mit Bünden, «Berliner Musikzeitung», 1825; Die Generalbaβlehre zum Selbstunterricht, Mainz, 1833. И. М. Ямпольский. |