ВЕБЕРН (Webern) Антон (3 XII 1883, Вена - 15 IX 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга) - австрийский композитор и дирижёр. Занятия музыкой начал с 10 лет (игра на фп., теория музыки). В 1902-06 изучал музыковедение в Венском университете под рук. Г. Адлера, гармонию и контрапункт - у Г. Греднера и К. Навратила. За работу о творчестве Г. Изака В. получил степень доктора философии. В 1904-08 занимался композицией у А. Шёнберга. К этому времени относятся первые сочинения В., исполненные в частном муз. собрании. В 1908-1913 работал оперным и симф. дирижёром в городах Австрии и Германии (Вена, Теплиц, Данциг, Штеттин). В 1915-16 находился на воен. службе. В 1917-18 и в 1920 В. дирижёр нем. театра в Праге. В 1922-1934 руководитель симфонич. концертов для рабочих, в 1923-34 - хора Венского рабочего певческого общества. В 20-х - нач. 30-х гг. неоднократно выступал как дирижёр на фестивалях совр. музыки в Вене, Донауэшингене, Цюрихе; гастролировал в Берлине, Мюнхене, Лондоне и др. городах. В 1927-38 дирижёр австр. радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии. С 1929 В. давал частные уроки композиции. Среди его учеников - композиторы и теоретики К. А. Хартман, X. Сирль, В. Рейх. Последние годы жил уединённо в Мёдлинге, занимаясь только творческой работой. Был убит близ Зальцбурга случайным выстрелом амер. солдата. В. принадлежит вместе с А. Шёнбергом и А. Бергом к ведущим представителям т. н. новой венской школы. Его творчество сложилось под влиянием эстетич. принципов экспрессионизма. Будучи учеником и единомышленником Шёнберга, В. усвоил мн. его взгляды и методы композиции. Вместе с тем, уже в ранних сочинениях В. проявилось своеобразие его муз. письма - предельный лаконизм и скупость звуковых средств, вызывающих ощущение «бесплотности», ирреальности образов. Шёнберг в предисловии к 6 багателям для струн. квартета В. (ор. 9, 1913) писал, что в них «каждый взгляд становится поэмой, каждый вздох звучит как роман». Шёнберг подчёркивал, что смысл этой музыки понятен только для посвященных. То же стремление «выразить невыразимое» с помощью кратких, афористич. звуковых штрихов проявилось в 5 пьесах для оркестра (ор. 10, 1911-13), одна из которых длится всего 19 секунд. Мистич. символика этих пьес раскрывается в заголовках, которые были даны композитором при первом исполнении их в Вене: «Прообраз», «Превращение», «Возвращение», «Воспоминание», «Душа». В дальнейшем творчество В. эволюционировало в направлении всё большей абстрактности языка и стиля. Метод додекафонии, разработанный Шёнбергом, был превращен В. в жёсткую догматич. систему. В некоторых его поздних произв. мелодия, гармония, полифония, даже тембровая окраска определяются лежащей в основе сочинения серией и рассматриваются лишь как её проекция (прямая, обращенная и т. д.) в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ряд приёмов, характерных для экспрессионизма в музыке, переходит у В. в свою противоположность. Вследствие разрушения естеств. ладовых связей между звуками, диссонирующие интервалы, преобладающие в мелодике В., теряют напряжённость звучания. Этому способствует и специфич. манера изложения (крайняя удалённость звуков, объединяемых лишь при помощи ритма и фактуры), приводящая к раздроблению муз. ткани на отдельные точки. В результате музыка становится бесстрастной, холодно-созерцательной по колориту, лишённой эмоц. напряжения и динамики. Отсутствие ладовых тяготений и функциональной логики развития В. стремился возместить строгой полифонической организацией целого и варьированием серии, осуществляемыми чисто конструктивными методами. Посредством этих приёмов он достигал в произв. 20-х и 30-х гг. большей временной протяжённости. Среди произв. этих лет: симфония (ор. 21, 1928), концерт для 9 инструментов соло (ор. 24, 1934), струн. квартет (ор. 28, 1938), кантаты (ор. 29 и 31). Однако и здесь муз. изложение сохраняет характерные для В. черты аскетизма, разрежённости и детальной дифференциации тембров. По выражению И. Ф. Стравинского, В. открыл «новое измерение музыкального времени» и «новое расстояние между музыкальным объектом и слушателем». Творч. метод В. проистекал из основ его мировоззрения, совмещавшего элементы кантианского рационализма с натурфилософским идеализмом и христианской религиозностью. Опираясь на некоторые положения И. В. Гёте о развитии в природе, В. истолковывал их в теологическом плане. Иск-во, по словам В., подчиняется некоему абсолютному, господствующему во всей Вселенной закону развития и произрастания, представлявшемуся ему как проявление высшей божественной воли. Последовательное осуществление взглядов В. в творчестве приводило к чистой абстракции, формализму, исключению из музыки всех конкретно-образных и эмоционально-выразит. моментов. Значит. место в творчестве В. занимают вок. жанры: песни для голоса с сопровождением, хоры, кантаты. Ранние вок. циклы В. написал на стихи поэтов-символистов С. Георге и Р. Рильке, затем он обращался к нар. и канонич. религ. текстам. Религиозно-пантеистич. окраска свойственна последним вок. сочинениям В. на слова поэтессы-любительницы X. Йоне. Начиная с ор. 19 все вок. произведения В. основаны на строгом применении серийного принципа (всего им написан 31 op.). Изысканная и дифференцированная манера вок. письма В. в принципе не отличается от инструментального. Мало исполнявшиеся при жизни композитора, произведения В. стали знаменем муз. авангардизма после 2-й мировой войны. Он был признан создателем нового муз. миросозерцания в противоположность творчеству Шёнберга и Берга, не порвавших до конца с наследием романтич. искусства. Все произв. В. в 1954-56 были записаны под управлением Р. Крафта на 4 долгоиграющие пластинки (выпущены фирмой «Филипс»). В. принадлежит ряд печатных выступлений по вопросам музыки. Свои творч. позиции он изложил в двух циклах лекций, прочитанных в Вене (1932-33, изданы посм. - A.Webern, Wege zur neuen Musik, W., 1960). Соч.: оперы - Алладина и Паломид (фрагменты к опере по одноим. пьесе М. Метерлинка, 1908); для голоса, хора и орк. - 2 песни на сл. И. В. Гёте (из цикла Chinesisch-Deutsche Jahres-und Tageszeiten, для смеш. хора с сопровождением челесты, гитары, скр., кларнета и бас-кларнета, ор. 19, 1926), фрагменты к 3-й хоровой песне на сл. Гёте [Auf den Bergen in der reinsten Höhe, op. 19, 1926); кантаты - Зрение (Das Augenlicht, op. 26, 1935), Зажигающий луч жизни (Zündender Lichtblitz des Lebens, сл. X. Йоне, op. 29, 1938-39), И вселенная тоже молчит (Schweigt auch die Welt, op. 31, 1941- 1943); для голоса с орк. или ансамблем инструментов - Меч Зигфрида (Siegfrieds Schwert, баллада, сл. Л. Уланда, для голоса с орк., 1903), 2 песни на сл. Р. М. Рильке (для голоса и 9 инструментов, ор. 8, 1910; 3-я ред. 1921; 4-я ред. - 1925), О, нежное пламя гор (О, sanftes Glüh'n der Berge, песня для голоса с орк., B-dur, 1913), 4 песни для голоса с орк. (ор. 13, 1914-18), Спасибо, так я чувствую твою руку (Dank! So fühle ich deine Hand, для голоса с орк., 1919), 6 песен на сл. Г. Тракля (для голоса, кларнета, бас-кларнета, скр. и влч., ор. 14, 1917-21), 5 духовных песен (для сопрано, флейты, кларнета, трубы, арфы и влч., ор. 15, 1917-22), 5 канонов на лат. тексты (для сопрано, кларнета и бас-кларнета, ор. 16, 1924), 3 нар. песни для голоса, скр., кларнета и бас-кларнета, ор. 17, 1924), 3 песни (для голоса, кларнета и гитары, ор. 18, 1925); для орк. - Летний ветер. Идиллия (Im Sommerwind, 1904), Пассакалия (op. 1, 1908), 6 пьес (op. 6, 1-я ред. 1909-1911; 2 ред. обр. для камерного орк., 1928), 5 пьес: Прообраз (Urbild), Превращение (Verwandlung), Возвращение (Rückkehr), Воспоминание (Erinnerung), Душа (Seele, op. 10, 1911-13); Симфония (для кларнета, бас-кларнета, 2 валторн, арфы и смычковых, ор. 21, 1928), Вариации (ор. 30, 1940); для инстр. ансамбля - концерт для 9 инструментов (флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы, тромбона, скр., альта и фп., ор. 24, 1934), фп. квинтет (1906/1907); струн. квартеты a-moll (без даты), на тему И. Бёма (1905), ор. 28 (1937-38); отдельные части струн. квартетов: рондо (без даты), медленная часть (1905), 5 частей (ор. 5, 1909, переработ. для струн. орк., 1929), 6 багателей (ор. 9, 1913), фрагменты (1929); квартет для скр., кларнета, тенора-саксофона и фп. (ор. 22, 1930), 2 струн. трио (1925, ор. 20, 1927); для скр. и фп. - 4 лёгкие пьесы (ор. 7, 1910, окончат. ред. 1914); для влч. и фп. - 2 пьесы (1899), 3 маленьких пьесы (ор. 11, 1914), соната (1914); для фп. в 2 руки - пьеса для фп. (1905-06), часть для фп. сонаты (1906), вариации для фп. (ор. 27, 1936); для голоса с сопровождением фп. - 3 песни на сл. Ф. Авенариуса, Р. Демеля и Г. Фальке (1899-1903), 3 песни на сл. Ф. Авенариуса (1903-1904), 8 песен на сл. разных поэтов (1901-1904), Любовная песня [Liebeslied, сл. Г. Бёма (1904)], 5 песен на сл. Р. Демеля (1906-08), 5 песен на сл. С. Георге (из поэмы «Седьмое кольцо» - «Der siebente Ring», op. 3, 1907-08), 5 песен на сл. С. Георге (ор. 4, 1908-09), 4 песни на сл. Ли-Таи-По, А. Стриндберга, И. В. Гёте и нар. (ор. 12, 1915-17), 3 песни из «Via in Viae» X. Йоне (op. 23, 1933-34), 3 песни на сл. X. Йоне (ор. 25, 1934-35); обработки произв. др. композиторов, в т.ч. Ф. Шуберта (Немецкие танцы для орк., 1931), И. С. Баха (6-голосная фуга для орк., 1935), Г. Вольфа, Ф. Листа и А. Шёнберга. Лит. соч.: Wege zur neuen Musik, hrsg. von W. Reich, W., 1960 (содержит два доклада В. «Der Weg zur neuen Musik», 1933; «Der Weg zur Кomposition mit zwölf Tönen», 1932, а также письма В. к издателю В. Рейху). |