ВЕЛЛЕС (Wellesz) Эгон (р. 21 X 1885, Вена) - австрийский музыковед и композитор. Д-р философии (1908). Учился в Вене у Г. Адлера (музыковедение) и К. Фрюлинга (фп., гармония) в университете, а также у А. Шёнберга (контрапункт, композиция). В 1911-15 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 - в университете в Вене (с 1929 профессор). После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогич. и науч. работу в Корол. муз. колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (рук. исследованиями визант. музыки), Эдинбургском университетах, а также в Принстонском университете (США). В. - один из крупнейших исследователей визант. музыки; основатель Ин-та визант. музыки при Венской нац. б-ке (1932), участвовал в работе Визант. исследоват. института в Думбартон-Оксе (США). Один из основателей монумент. издания «Памятники византийской музыки» («Monumenta musicae Byzantinae»), многие тома которого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г. Тильярдом расшифровал визант. нотацию т.н. «среднего периода» и раскрыл композиц. принципы визант. пения, определив тем самым новый этап в муз. византологии. Участвует как автор и ред. в «Новой Оксфордской истории музыки»; написал монографию об А. Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе. Как композитор сложился под влиянием Г. Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, гл. обр. на сюжеты древнегреч. трагедий, которые ставились в 1920-х гг. в театрах разл. нем. городов; среди них - «Принцесса Гирнара» (1921), «Алкестида» (1924), «Жертвоприношение пленного» («Opferung der Gefangenen», 1926), «Шутка, хитрость и месть» («Scherz, List und Rache», по произв. И. В. Гёте, 1928) и др.; балеты - «Чудо Дианы» («Das Wunder der Diana», 1924), «Персидский балет» (1924), «Ахилл на Скиросе» (1927) и др. В. - автор 5 симфоний (1945-58) и симф. поэм - «Предвесеннее» («Vorfrühling», 1912), «Торжественный марш» (1929), «Заклинания Просперо» («Prosperos Beschwörungen», по «Буре» Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в т. ч. «Середина жизни» («Mitte des Lebens», 1932); для хора с оркестром - цикл на сл. Рильке «Молитва девушек к богоматери» («Gebet der Mädchen zur Maria», 1909), концерта для фп. с орк. (1935), 8 струн. квартетов и др. камерно-инстр. произв., хоров, месс, мотетов, песен. Соч.: Der Beginn des musikalischen Barock und die Anfänge der Oper in Wien, W., 1922; Byzantinische Кirchenmusik, Breslau, 1927; Eastern elements in Western chant, Boston, 1947, Cph., 1967; A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Die Musik der byzantinischen Кirche, Кцln, 1959; Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Essays on Opera, L., 1950; The origins of Schönberg's twelve-tone system, Wash., 1958; Die Hymnen der Ostkirche, Basel, 1962. |