ВЕРБУНКОШ (венг. verbunkos, от нем. Werbung - вербовка) - жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венг. инструментальной музыки конца 18 - нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую нац. музыку, начиная с танц. музыки и популярных песен и кончая оперой и симф. произв. В музыковедческой литературе 20 в. термин «В.» обозначает гл. обр. муз. стиль. Зарождение В. связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка получила название «В.», распространившееся по всей стране. В основе В. лежал мужской танец вербунк (verbunk tanc), возникший из нар. танцев гайдуков, свинопасов и др. и исполнявшийся либо как виртуозный сольный, либо как групповой танец. Вербунк играл значит. роль ещё во время революции и войны за освобождение Венгрии 1848-49; повстанцы прибегали к нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу. Музыка В. исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями (обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на некоторых старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один музыкант, играющий на волынке. Муз. язык раннего В. свидетельствует о разнородности его истоков: в нём заметны элементы старинных венг. танц. мелодий, фольклора соседних народов - южных славян и румын, мотивы вост. музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями - цыганами, а также черты, определяющиеся влиянием совр. проф. нем. и итал. музыки. В., представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал муз. символом венг. нации. В нём нашло отражение характерное для обществ. жизни Венгрии 2-й пол. 18 в. пробуждение нац. самосознания. Постепенно определился комплекс присущих В. стилевых особенностей: пунктирные и обращлнные пунктирные ритмы; «цыганский» или «венгерский» звукоряд с двумя увелич. секундами; чередование широких, напевных мелодий в медленном темпе (lassъ или hallgatу) с муз. отрывками, проходящими в стремительно быстром темпе (friss); фигурация разл. видов, в т. ч. виртуозная инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. на импровизац. характере исполнения; частое применение пассажей из триолей; легко запоминающиеся ка-денционные формулы, связанные с танц. фигурой «притопывания» (bokazу). Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80-м гг. 18 в., это песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа: Ф.Вершеги. Песня. 1780. Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало». 1790. В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой «триады» скрипачей-виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804. Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его «Венгерские песни из области Веспрем» («Magyar Notak Veszprem Vб megyeböl», 1823-1832) содержат 135 пьес в 15 выпусках. Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832. После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу. Характерный образец В. - знаменитый Ракоци-марш, созданный неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др. произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. ритмо-интонации. Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы «Банк бан». Под влиянием стиля В. написаны некоторые произведения Б. Бартока, в частности симф. поэма «Кошут», рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и др. Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить антракт из оперы З. Кодая «Хари Янош»: В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a-moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта A-dur (К-V 219,1775) Б. Сабольчи считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й. Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио G-dur и др. произведения), Л. Бетховена (эпизод g-moll в финале 3-й симфонии, тема побочной партии в финале 7-й симфонии, увертюра «Король Стефан»), Ф. Шуберта (финал стр. квинтета C-dur op. 163, «Венгерский дивертисмент» для фп. в 4 руки и ряд небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»), И. Брамса (концерты, Венгерские танцы) и др. |