ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо [10 X 1813, Ронколе, пров. Парма - 27 I 1901, Милан] - итальянский композитор. Род. в семье крестьянина-трактирщика. Занимался у деревенского органиста П. Байстрокки, позже в Буссето - у Ф. Провези. С 15 лет преподавал в муз. школе Буссето, играл на органе в гор. соборе, дирижировал оркестром. К этому времени относятся первые сочинения В. - марши, танцы, пьесы для оркестра и солир. инструментов, романсы, церк. музыка. В 1832-35 брал уроки у миланского музыканта В. Лавиньи. Изучал старую итал. музыку, сочинения нем. классиков, совр. оперу. С 1836 В. возглавлял муз. жизнь в Буссето. Он устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, дирижировал симф. и дух. оркестрами, а также писал музыку. Среди лучших произв. этих лет - хоры к трагедиям А. Мандзони. Уже в эти годы определилось призвание В. как оперного композитора. Его попытка поставить в Парме в 1837 оперу «Рочестер» потерпела неудачу; через 2 года переработанная опера под назв. «Оберто, граф Сан-Бонифачо» с успехом была исп. в Милане (1839, театр «Ла Скала»). В этой опере (особенно в её мелодике) заметно влияние В. Беллини и Г. Доницетти, но проступают индивидуальные черты композиторского стиля В.: драм. темперамент, энергия ритмов. Опера «Король на час» (1840, в основу либр. положен франц. фарс «Мнимый Станислав»), создававшаяся в тяжёлое для В. время (смерть жены, а в предшествующие 2 года - дочери и сына), на премьере была освистана. Известность композитору принесла опера «Навуходоносор» («Набукко», 1841) - первая из историко-героич. опер В., связанных с нац.-освободит. идеями. Центр. место в опере занимают мужеств. хоры, воплощающие образ народа. Несмотря на библейский сюжет, итальянцы услышали в «Набукко» повесть о судьбе своей родины, борющейся за свободу. Опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), прославляющая боевой дух древней Ломбардии, упрочила известность В. Оперы 40-х гг. - «Ломбардцы», «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет» (1847) становятся действенным оружием в борьбе Италии за независимость, вызывали патриотич. манифестации и подвергаются преследованиям австр. цензуры. Народ пел хоры из опер В., столь близкие к революц. нар. песням Италии. В. называли «маэстро итальянской революции». «Битва при Леньяно» (1849), явившаяся откликом на события 1848 года, завершает цикл ранних героич. опер В. Её постановка (1849, Рим) превратилась в нар. торжество. В театре, украшенном нац. флагами, присутствовали Дж. Мадзини и поэт-революционер Г. Мамели (на сл. последнего В. написал гимн «Звучи, труба!»). Эстетич. воззрения В. складывались под влиянием итал. революц. романтизма, выдвинувшего идею тесной связи искусства с современностью, его доступности народу. В. привлекали сюжеты большого идейного содержания, насыщенные действием, яркими, контрастными эмоциями; отсюда интерес к Ф. Шиллеру, В. Гюго, У. Шекспиру. По произв. великих драматургов созданы оперы «Эрнани» (по драме Гюго), «Макбет» (по трагедии Шекспира), «Луиза Миллер» (на сюжет трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, 1849). Эти в целом ещё незрелые оперы свидетельствовали об упорных поисках композитора. Новые черты проявляются в их мелодике, в характере речитативов, в построении ансамблей, в углублении роли оркестра и, прежде всего, в стремлении к драматургически яркому воплощению сюжета в музыке. Шагом к созданию муз.-психологич. драмы явилась опера «Макбет» - наиболее значит., новаторское сочинение 40-х гг. В. достиг здесь большой выразительности вок. декламации и орк. письма. Уже в «Луизе Миллер» В. поставил перед собой задачу создать образы не исключит. личностей, а обыкновенных людей, что отразилось и на муз. языке оперы, близком к итал. нар. музыке. Эти черты ещё яснее проступают в знаменитой триаде 50-х гг. - «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853), открывающей новый период в творчестве В. Придв. шут, нищая цыганка, падшая женщина становятся героями опер, повествующих о страдании и гибели жертв обществ. несправедливости. Глубоко реалистич. музыка их проникнута страстным, взволнованным гуманизмом. В этих операх выявились лучшие черты творчества В. - горячность чувств, простота и правдивость муз. языка. Песенность их (мелодии насыщены ритмами и интонациями итал. нар. песен и танцев) сочетается с напряжённым драматизмом, динамичностью развития. В. создаёт развёрнутые сцены, где мелодии естественно объединены с напевной декламацией, в стремит. потоке действия рельефно выявляются характеры героев. Задаче реалистического воплощения характеров подчиняется построение либретто (В. участвовал в составлении либретто своих опер), основанных на острых жизненных конфликтах. На принципе крайних контрастов осн. развитие действия в операх «Риголетто» (по драме «Король забавляется» Гюго) и «Трубадур» (по драме А. Гарсиа Гутьерреса). Обеим операм успех сопутствовал с момента появления на сцене. Иначе сложилась судьба «Травиаты»: одна из популярнейших впоследствии опер В. на премьере провалилась. Горячие споры вызвала тема оперы (написана на сюжет пьесы «Дама с камелиями» А. Дюма-сына). Композитору ставилось в вину, что его оперная героиня - женщина, отвергнутая обществом (В. акцентирует это обстоятельство: назв. оперы «La Traviata» по итал. - падшая женщина). Простейшими муз. средствами, в мягких полутонах создан этот правдивый образ. Внимание сосредоточено на внутр. мире героини и трагич. конфликте между её стремлениями и окружающей средой. В 50-х гг. оперы В. шли во всех крупнейших театрах Европы. В связи с этим он много путешествовал, подолгу жил в Париже. Работа для парижской сцены оставила значит. след в творчестве композитора. Для театра «Гранд-Опера» В. написал оперы «Сицилийская вечерня» (1854), позже «Дон Карлос» (1867), переработал неск. опер. Воздействие жанра большой оперы сказалось на некоторых произв. В. 50-60-х гг.: «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859). Отрицат. черты этого жанра - внешняя декоративность, обилие сценич. эффектов наиболее ясно проступают в «Сицилийской вечерне». Вместе с тем В. достиг здесь новой красочной выразительности орк. письма. Дефекты либр. (запутанность интриги) помешали успеху оперы «Симон Бокканегра». Во 2-й ред. (1881) она принесла композитору триумф. В. по-новому подошёл к проблеме воплощения образа народа, сочетая динамизм и яркость массовых сцен с углублённым психологизмом. «Бал-маскарад», продолжая романтич. линию опер «Эрнани», «Трубадур», «Риголетто», несёт печать помпезности большой оперы. Новое в драматургии этого произведения - своеобразное сочетание трагического с элементами комического: комедийные моменты контрастно оттеняют наиболее мрачные ситуации драмы. На рубеже 50-60-х гг. В. был захвачен политическими событиями. Он принимал активное участие в освободительном движении, закупил на собственные деньги английское оружие для нац. гвардии г. Буссето. Войдя в первый нац. итал. парламент (1861), разработал проект реорганизации музыкальных учреждений, требуя от гос-ва выделения средств на развитие музыкального образования и оперных театров. В 1861 по заказу петерб. Мариинского театра В. написал оперу «Сила судьбы» (2-я ред. 1869) и в связи с её пост. дважды посетил Россию (1861, 1862). Несмотря на огромную популярность В. в России, опера не имела успеха. Дж. Верди. Отрывок из квартета 3-го действия оперы «Риголетто». Автограф. В ней проявились недостатки, присущие некоторым его операм 40-50-х гг., в частности - сложность и запутанность интриги, мелодраматизм. К наиболее значит. созданиям В. принадлежит опера «Дон Карлос» (по одноим. драме Ф. Шиллера), в которой изобличена мрачная сущность католицизма, инквизиции. С большой глубиной раскрывает композитор душевный мир героев. Нек-рая медлительность развития действия, возможно, была причиной неуспеха оперы при первой пост. в Париже. Впоследствии В. сократил партитуру, в 1884 сделал новую ред. (4-актную, с итал. текстом). «Дон Карлос» во многом подготовил одну из вершин творчества В. - оперу «Аида» (1870, написана по заказу егип. правительства, пост. 1871, Каир), углублённый психологизм которой сочетается с монумент. фресковостью, строгая, классически чёткая архитектоника - с новизной и смелостью свободно построенных арий и ансамблей. Элементы жанра большой оперы (развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты) здесь полностью подчинены нац. и индивидуальным особенностям дарования композитора. Чистота линий, своего рода «вокальность» оркестрового письма напоминают об искусстве старых итальянских мастеров, творения которых В. изучал в годы работы над «Аидой». В течение короткого времени эта опера с триумфом обошла все столицы мира. В 1871 В. создал вдохновенный «Реквием», написанный на смерть писателя-патриота А. Мандзони. Образный, эмоциональный музыкальный язык (психологич. углублённость и в то же время декоративный блеск и красочность) «Реквиема» близок лучшим поздним операм В., в частности «Аиде». Хоры этого монумент. 7-частного произведения сочетают высокое мастерство многоголосного письма с театральной образностью. После «Реквиема» в творчестве В. наступило длительное затишье, он надолго отошёл от оперного жанра. Образование единого итал. гос-ва не оправдало надежд В., как и мн. др. патриотов. Глубокую горечь у композитора вызвала политич. реакция. Хотя в 1874 В. был введён в состав сената, он решительно отказался от гос. деятельности. В 70-е гг. большую часть времени В. проводил на своей вилле Сант-Агата, занимался сельским хозяйством, помогал крестьянам улучшить их быт, талантливой молодёжи - получить образование. Опасения внушала В. муз. жизнь Италии: пренебрежит. отношение молодых композиторов к нац. классич. опере, восхваление итал. муз. критиками нем. музыки при игнорировании своих нац. традиций (как особую похвалу «Аиде» критики отмечали влияние на неё музыки Вагнера). Высоко ценя творчество Р. Вагнера, В. в то же время выступал против слепого подражания ему, считал, что каждый народ должен идти своим путём в искусстве, не отрываясь от родной почвы. Новый подъём в творчестве композитора наступил в 80-х гг. Опера «Отелло» (1881-86, либр. по драме Шекспира написано А. Бойто) - высшее творч. достижение В. и одно из самых совершенных воплощений шекспировской темы в оперном жанре. Художник-реалист, В. с большой силой раскрыл душевную трагедию героев, выявил развитие их характеров. «Отелло» - реалистич. муз. драма. В. достиг в ней идеального единства музыки, драм. действия и слова. В пределах каждого акта действие развивается непрерывно; кантилена сливается с декламац. эпизодами. Новаторство этой оперы не отрицает, а обновляет традиции итал. муз. театра. В «Отелло» В. приблизился к декламац. стилю итал. мастеров 17 в., к старинной итал. речитативной нар. песне. Пост. «Отелло» (1887, театр «Ла Скала») стала национальным торжеством. Высоко оценили оперу музыканты других стран, среди них П. И. Чайковский и Э. Григ. В комич. опере «Фальстаф» (1892, либр. сост. Бойто по 2 пьесам Шекспира: «Виндзорские кумушки» дополнены эпизодами из хроники «Король Генрих IV») В. применил тот же принцип сквозного муз. развития, осуществил реформу оперы-буффа на основе достижений реалистич. муз. драмы 19 в. По неистощимому остроумию, жизнерадостности, цельности и мастерству воплощения эта комич. опера достойная преемница «Севильского цирюльника» Россини. Последние сочинения В. - «Четыре духовные пьесы» (в 1897 объединены в цикл) сочетают черты хор. стиля Палестрины с новизной и смелостью гармоний «Аиды» и «Отелло». Творчество В. - высшая точка развития итал. оперы 19 в. Продолжая традиции своих предшественников (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти), В. насыщал оперные произв. яркими, выразительными вок. мелодиями, удобными для исполнителей и в то же время содержательными, оправданными драматически. Умение создавать выпуклые, запоминающиеся мелодич. образы, метко характеризующие действующее лицо или ситуацию, - одна из самых сильных сторон искусства В. как оперного драматурга. Композитор-патриот и демократ, истинный сын народа, В. черпал богатство своего мелодич. языка в итал. нар. песенном творчестве. Вместе с тем, усвоив передовые завоевания разл. совр. ему оперных школ, В. обогатил оркестр, усилил его драматургич. роль, стремясь к единству и непрерывности муз.-драм. целого. Вок. язык его опер становился с точением времени более гибким, тонко дифференцированным в декламац. отношении. Являясь одной из вершин оперного реализма в мировом муз. искусстве, творчество В. составляет важнейшую часть классич. репертуара всех оперных театров. Основные даты жизни и деятельности 1813. - 10 X. В семье деревенского трактирщика Карло В. в деревне Ронколе род. сын Джузеппе. 1821-22. - Первые уроки музыки у местного церк. органиста П. Байстрокки. 1823. - Переезд в Буссето, занятия музыкой под рук. Ф. Провези. 1828. - Помогая Провези, В. преподает в муз. школе, играет в соборе на органе, дирижирует гор. оркестром. - Первые сочинения, в т. ч. «Безумие Саула» (для голоса с оркестром). 1832. - VI. Поездка в Милан для продолжения муз. образования (на стипендию от Буссето). - Экзамены в консерваторию (не принят по возрасту). - Занятия у профессора В. Лавиньи. 1835. - Возвращение в Буссето. 1836. - II. В. занимает место maestro di musica (после смерти Провези). - 5 V. Женитьба на М. Барецци. 1839. - II. Переезд с семьёй в Милан. - Работа с либр. Т. Солерой над оперой «Оберто». - XI. Заказ от импрессарио Б. Мерелли на 3 оперы. 1840. - 18 VI. Смерть жены. 1842. - 9 III. Премьера оперы «Навуходоносор» (выступление в спектакле певицы Дж. Стреппони). - Столкновение с цензурой в связи с пост. оперы «Ломбардцы». 1847. - VI-VII. Первое заграничное путешествие в связи с пост. оперы «Разбойники» в Лондоне. - Начало совместной жизни В. и Дж. Стреппони. 1848. - IV. Приезд В. в восставший Милан; встречи с Г. Мамели и Дж. Мадзини, который предлагает В. сочинить революц. гимн. - V. Покупка в окрестностях Буссето виллы Сант-Агата, где были впоследствии созданы лучшие сочинения В. - VIII. Обращение В. вместе с др. деятелями итал. культуры к франц. правительству с призывом о помощи Италии. - X. Создание гимна «Звучи, труба!» (сл. Г. Мамели). - Поездка в Рим для пост. оперы «Битва при Леньяно». 1850. - II. В. составляет сценарий по драме «Король Лир» Шекспира. - XII. Цензура налагает запрет на либр. оперы «Проклятие» (по драме «Король забавляется» Гюго.) 1852. - VII. В связи с кончиной С. Каммарано В. передает незавершенное либр. оперы «Трубадур» Л. Бардаре. - 10 VIII. Награждение франц. орденом Почётного легиона. 1853. - IV-IX. Работа над либр. «Король Лир». - Начало переписки с либреттистом А. Соммой (продолжалась до 1856, опера не была написана). 1854. - 6 V. Успешное исп. оперы «Травиата» в театре «Сан-Бенедетто» (Венеция). 1855. - XII. Пост. «Сицилийской вечерни» под назв.»Джо-ванна Гусман» (в Парме и Турине) с изменениями, вызванными вмешательством австр. цензуры. 1856. - 9 II. Награждение орденом св. Маврикия и Лазаря. 1857. - В. перерабатывает для театра «Гранд-Опера» оперу «Трубадур» (исп. 12 I под назв. «Трувер»). - Приступает к работе над оперой на либр. А. Соммы по сюжету, сочинённому Э. Скрибом для Д. Обера, «Густав III, или Бал-маскарад». 1858. - Столкновение с цензурой, к-рая требовала изменений в либр., искажающих сюжет оперы. 1859. - 17 II. Пост. оперы «Бал-маскарад» в Риме (с изменённым либр.). - 29 VIII. Бракосочетание В. и Дж. Стреппони. - IX. В. в числе 5 депутатов от Буссето едет в Турин с мандатом о присоединении пармских провинций к Пьемонту. 1861. - II. Избрание депутатом в первый нац. парламент в Турине; В. разрабатывает проект реорганизации муз. учреждений и обсуждает его с сардинским министром К. Б. Кавуром. - 6 XII. Приезд В. в Петербург в связи с пост. оперы «Сила судьбы» (премьера не состоялась из-за болезни певицы М. Груа). 1862. - I. Посещение Москвы. - В качестве муз. представителя Италии присутствует на Всемирной выставке в Лондоне. - 24 V. Исп. кантаты «Гимн наций», написанной для Лондонской выставки (т-р «Ковент-Гарден»). - IX-XI. Вторая поездка в Россию в связи с пост. оперы «Сила судьбы». 1862. - XI- нач. 1863. - Поездка в Испанию, путешествие по Андалусии. 1863. - 11 I. Пост. оперы «Сила судьбы» в Мадриде. 1864. - Избрание в чл. Франц. академии. 1865. - В. даёт согласие на присвоение его имени театру, построенному в Буссето. - Отказ от баллотировки в новый состав парламента. 1866.- Вечера у Дж. Россини в Париже. - Скульптор Ж. Дантан лепит бюст В. 1867.- 11 III. Премьера оперы «Дон Карлос» в театре «Гранд-Опера». - 27 X. Первая итал. пост. оперы «Дон Карлос» (Болонья). 1868. - VII. Встреча В. с А. Мандзони. - XI. Обращение В. с предложением создать коллективный «Реквием» памяти Дж. Россини. 1869. - Организует альбом романсов в пользу семьи больного либреттиста Ф. Пьяве и сам пишет «Сторнель» для голоса с фп. - Сочиняет заключит. часть «Libera me» для «Реквиема» памяти Россини (не был создан, написанную музыку В. использовал в своём «Реквиеме»). 1870. - V. Работа над либр. «Аиды» с А. Гисланцони. 1871. - III. В. возглавляет комиссию по вопросам реформы муз. театров и муз. образования. - Отказывается от предложенного ему поста директора Неаполитанской консерватории. - 24 XII. Премьера «Аиды» в Каире. 1871-72. - В. готовит пост. оперы «Аида» в Милане. 1873. - Скульптор В. Джемито лепит бюст В. 1876. - 22 IV. Исп. «Аиды» под упр. В. в Париже («Театр лирик»). 1877. - V. Участие В. в Кёльнском муз. фестивале. Исп. его «Реквиема» и струн, квартета. 1878. - I. Отказ от предложения занять пост директора Миланской консерватории. 1880. - 22 III. Успех оперы «Аида» в театре «Гранд-Опера». 1881. - Начало работы В. и А. Бойто над «Отелло». - 25 X. Торжеств. открытие статуи В. в вестибюле театра «Ла Скала». 1883. - Работа с Гисланцони над новой ред. оперы «Дон Карлос». 1886. - Присутствие на первых репетициях оперы «Отелло» в театре «Ла Скала». 1887. - В. организует постройку больницы в Вилланова. 1890-92. - Работа над «Фальстафом». 1892. - IV. В. участвует в концерте, посв. 100-летию со дня рождения Дж. Россини; дирижирует «Молитвой» из «Моисея» Россини. 1895. - II. В. начинает постройку дома для престарелых музыкантов в Милане. 1897. - 14 XI. Смерть Джузеппины В. (жены композитора). 1901. - 27 I. Смерть В. в Милане. - 30 I. Похороны на кладбище Cimitero monumentale в Милане. - 27 II. Перенесение праха В. в часовню при доме престарелых музыкантов. Соч.: оперы - Оберто, граф Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio, 1833-37, пост. 1839, театр «Ла Скала», Милан), Король на час (Un giorno di regno, позже под назв. Мнимый Станислав, Il finto Stanislao, 1840, там те), Навуходоносор (Набукко, 1841, пост. 1842, там же), Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi alla prima crociata, 1842, пост. 1843, там же; 2-я ред., под назв. Иерусалим, 1847, театр «Гранд-Опера», Париж), Эрнани (1844, театр «Фениче», Венеция), Двое Фоскари (I due Foscari, 1844, театр «Арджентина», Рим), Жанна дАрк (Giovanna dArco, 1845, театр «Ла Скала», Милан), Альзира (1845, театр «Сан Карло», Неаполь), Аттила (1846, театр «Фениче», Венеция), Макбет (1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я ред., 1865, «Театр лирик», Париж), Разбойники (I Masnadieri, 1847, театр «Хеймаркет», Лондон), Корсар (1848, театр «Гранде», Триест), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849, театр «Арджентина», Рим; с перераб. либр., под назв. Осада Гарлема, Assiedo di Harlem, 1861), Луиза Миллер (1849, театр «Сан Карло», Неаполь), Стиффелио (1850, театр «Гранде», Триест; 2-я ред., под назв. Гарольд, 1857, театр «Нуово», Римини), Риголетто (1851, театр «Фениче», Венеция), Трубадур (Il Trovatore, 1853, театр «Аполло», Рим), Травиата (1853, театр «Фениче», Венеция), Сицилийская вечерня (Les vepres siciliennes, франц. либр. Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, пост. 1855, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я ред. под назв. Джованна Гусман, Giovanna di Guzman, итал. либр. Э. Кайми, 1856, Милан), Симон Бокканегра (либр. P. M. Пьяве, 1857, театр «Фениче», Венеция; 2-я ред., либр. перераб. А. Бойто, 1881, театр «Ла Скала», Милан), Бал-маскарад (Un ballo in maschera, 1859, театр «Аполло», Рим), Сила судьбы (La forza del destino, либр. Пиаве, 1862, Мариинский театр, Петербург, итал. труппа; 2-я ред., либр. перераб. А. Гисланцони, 1869, театр «Ла Скала», Милан), Дон Карлос (франц. либр. Ж. Мери и К. дю Локля, 1867, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я ред., итал. либр., перераб. А. Гисланцони, 1884, театр «Ла Скала», Милан), Аида (1870, пост. 1871, театр «Опера», Каир), Отелло (1886, пост. 1887, театр «Ла Скала», Милан), Фальстаф (1892, пост. 1893, там же), для хора и фп. - Звучи, труба (Suona la tromba, сл. Г. Мамели, 1848), Гимн наций (Inno delle nazioni, кантата, сл. А. Бойто, исп. 1862, театр «Ковент-Гарден», Лондон), духовные произв. - Реквием (Messa di Requiem, для 4 солистов, хора и орк., исп. 1874, Милан), Pater Noster (текст Данте, для 5-гол. хора, исп. 1880, Милан), Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струн орк., исп. 1880, Милан), Четыре духовные пьесы (Ave Maria, для 4-гол хора; Stabat Mater, для 4-гол. хора и орк.; Le laudi alla Vergine Maria, для 4-гол. жен. хора; Те Deum, для хора и орк.; 1889-97, исп. 1898, Париж); для голоса с фп. - 6 романсов (1838), Изгнанник (L'esule, баллада для баса, 1839), Обольщение (La seduzione, баллада для баса, 1839), Альбом - шесть романсов (1845), Сторнель (Il stornello, 1869), и др.; инстр. ансамбли - струн. квартет (e-moll, исп. 1873, Неаполь), и др. Письма: Избранные письма. Сост., пер., вступительная статья и примеч. А. Д. Бушен, M., 1959; I copia-lettere di Giuseppe Verdi, pubbl. e illustr. da G. Cesari e A. Lusio, Mil. - Lpz., 1913; Briefe, hrsg. und eingeleit. von Fr. Werfel, ьbers. von R. Stefan, В. - W. - Lpz., 1926, на англ. яз. - N. Y., 1942; Carteggi Verdiani, a cura di A. Lusio, v. I-IV, Roma, 1935-47, Autobiografia dalle lettere. A cura di С. Graziani (pseud. di A. Oberdorfer), Mil., 1941, 1951 (col nome di A. Obersdorfer). |