ВЁРДЖИНЕЛ (англ. virginal, франц. virginale) - струн. клавишный инструмент. Название, возможно, связано с популярностью инструмента среди женщин - любительниц музыки (лат. virgo - женщина), возможно, происходит от лат. слова virgula - палочка. Род небольшого клавесина, обычно прямоугольной формы, чаще всего без ножек и с одним мануалом (клавиатурой). На каждый звук приходилось по одной струне; струны располагались по диагонали (слева направо). Корпус, как правило, богато украшался инкрустациями и живописью. Объём В. - до 4 октав (С - с3). Во время игры В. без ножек ставили на стол. Звук В. слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. Существовали две разновидности В.: в наиболее распространенной клавиатура располагалась справа от центра обращлнной к исполнителю стороны корпуса, струны защипывались ближе к середине, звук был глуховатым; в другой - клавиатура располагалась по левую сторону от центра, а струны защипывались ближе к краю, что делало звук более нежным и серебристым. Изготовлялись также т.н. «двойные» В. (англ. double virginal, нем. Doppel-Virginal), представлявшие собой комбинацию двух однотипных В. или одного обычного и второго меньшего, настроенного октавой выше. На таком инструменте мог играть как один исполнитель, так и два (в 4 руки). Маленькие «октавные В.» встречались и в качестве самостоятельного инструмента (клавиатура у них занимала всю переднюю сторону корпуса). В 16-17 вв. В. был широко распространён в Нидерландах (изв. фирма Рюккерс) и в Англии среди любителей музыки и профессионалов как инструмент для домашнего музицирования. Иск-во игры на В. достигло высокого уровня; для него была создана богатая муз. литература. Крупнейшими вёрджинелистами были У. Бёрд, Дж. Булл, Дж. Фарнаби и др. В 18 в. В. пользовался популярностью и в Германии, где получил наименование «Jungfern- und Frauenzimmer-Clavier» («Комнатный клавир девушек и женщин»). |