ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - течение в итал. литературе и искусстве конца 19 в. Возникло на рубеже 80-х гг. (лит. манифест писателей-веристов - 1880). Принципы лит. В. (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи) сходны с идеями французского натурализма: изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к тёмным сторонам жизни городской и сельской бедноты, строго научный подход к изучению фактов наряду с отказом от широких идейных обобщений, позитивистским «объективизмом», нежеланием «выносить приговор» социальным порокам современного общества. Муз. В. возник под влиянием литературного и представлен гл. обр. оперным творчеством П. Масканьи, Р. Леонкавалло и отчасти Дж. Пуччини. Предпосылки для возникновения оперного В. можно обнаружить в реалистич. операх франц. и итальянский композиторов 2-й пол. 19 в. («Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» Дж. Верди). Сюжет популярной новеллы Дж. Верги «Сельская честь» послужил основой для либретто одноим. «деревенской драмы» Масканьи (1890). Др. образец нового оперного стиля - «Паяцы» Леонкавалло (1892) - остро драматичная опера-новелла из жизни деревенских комедиантов Юж. Италии. К высшим достижениям итал. оперного В. относится ряд опер Пуччини, продолжавших реалистич. традиции Верди: «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфлай» (1904). Однако далеко не всё в этих операх отвечает эстетич. нормам В., а в поздних операх («Джанни Скикки», 1919, «Турандот», 1924) Пуччини во многом отходит от принципов веристского театра. Представителями веристского направления были также композиторы У. Джордано, Н. Спинелли, Ф. Чилеа, Ф. Альфано (в ранних сочинениях), Р. Дзандонаи и др. Влияние итал. В. сказалось и в оперной культуре Германии («Долина» Э. дАльбера, 1903), Франции («Луиза» Шарпантье, 1900, ряд опер А. Брюно, поздние оперы Ж. Массне). В итал. веристских операх заметен отход от героико-романтич. традиций В. Беллини, раннего Дж. Верди, ослабление соц.-критич. пафоса, отказ от масштабных нар. хор. сцен. Как и представителей лит. В., композиторов привлекают гл. обр. психологич. переживания героев, картины повседневного быта. Драматургия веристских опер иногда сближается с натуралистич. драмой: в ней господствуют острые коллизии, напряжённые конфликты, действие нередко происходит в обыденной, прозаич. обстановке. Новым для итал. оперы было обращение к совр. теме, изображение быта простых людей - крестьян, ремесленников, представителей интеллигенции. Веристская опера не чуждалась и элементов экзотики (картины японского быта в «Мадам Баттерфлай», американского - в «Девушке с Запада» Пуччини). Атмосфера трогательной сентиментальности, чувствительности, нарушаемая вспышками мелодраматич. страстей, нек-рое однообразие сюжетного материала, ограниченного темами любви и ревности, снижают обществ. пафос веристских опер в сравнении с операми Верди. Однако им также свойственны эффектность театральных ситуаций, напряжённость кульминац. сцен. Важными завоеваниями веристской оперы были калейдоскопическая смена событий, предвосхищающая «кадровый» монтаж кино, применение прозаич. текста вместо стихотворного. Для веристских опер характерно обогащение речитативно-декламационной сферы, применение сквозного симф. развития, отказ от активной роли хора, от развёрнутых арий-монологов, введение сжатых динамичных ариозо, отличающихся мелодич. выразительностью. Нек-рое усложнение ладо-гармонич. и орк. стиля (с использованием творч. опыта Р. Вагнера, позднее К. Дебюсси) сочетается в музыке веристов с простотой и общедоступностью песенно-жанровых элементов, рождённых бытовым музицированием того времени. |