ВЕЙЛЬ, Вайль (Weill) Курт (2 III 1900, Дессау - 3 IV 1950, Нью-Йорк) - немецкий композитор. Учился у А. Бинга, в 1918 в берлинской Высшей школе музыки у Э. Хумпердинка и Р. Крассельта, в 1921-1924 у Ф. Бузони. В 1919-20 осуществлял оперные пост. как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Ранние орк. сочинения писал в неоклассич. стиле. Первый успех принесла В. орк. пьеса Quodlibet (1926). После пост. в Дрездене оперы В. «Протагонист» («Der Protagonist», по пьесе Г. Кайзера) началось плодотворное сотрудничество В. с левыми нем. драматургами: им написаны муз. скетч «Махагони» (либр. Б. Брехта, Баден-Баден, 1927) и сатирич. одноактная опера «Царь фотографируется» («Der Zar läβt sich photographicren», либр. Г. Кайзера, Лейпциг, 1928), а также обличающая совр. общество «Трёхгрошовая опера» («Dreigroschenoper» - модернизированная версия «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша со стихами Б. Брехта; «Т-р ам Шиффбауэрдамм», Берлин, 1928), к-рая принесла В. мировую известность. С этого времени началась совм. деятельность В. с Брехтом, к пьесам которого он писал вставные номера (песенки, баллады), затем на его либр. создал оперы «Счастливый конец» («Happy end», Берлин, 1929), «Человек, всегда говорящий «да»« («Der Ja Sager», Берлин, 1930). После исп. радио-кантаты «Полет Линдберга» («Der Flug der Lindberghs», 1929) и острозлободневных опер и пьес с музыкой «Возвышение и падение города Махагони» («Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny», Лейпциг, 1930), «Поручительство» («Die Bürgschaft», либр. К. Неэра, Берлин, 1932), «Серебряное озеро» («Der Silbersee», либр. Г. Кайзера, Берлин, 1933) В. стал популярным театр. композитором в Германии. В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии. Его последней работой в Европе был балет с пением «Семь смертных грехов» («Die sieben Todsünden», по сценарию Брехта, Париж, 1933). С 1935 В. жил в Нью-Йорке. Писал музыку для «бродвейских театров», стремился внести социально-критич. содержание в мьюзикл. Одна из самых популярных пьес, написанных в США, - «Уличное происшествие» («Street Sceen», по пьесе Э. Райса, Нью-Йорк, 1947), т. н. «народная опера» из жизни нищенских кварталов Нью-Йорка. Работая в США, В. в основном сохранил свою творч. индивидуальность, однако его музыка сделалась внешне более эффектной, а сатира - менее злой. С конца 40-х гг. мн. пьесы В. возобновлены в репертуаре европ. театров (в т.ч. «Трёхгрошовая опера», «Махагони», балет «Семь смертных грехов»). Основываясь на принципах «эпического театра» Брехта, пользуясь подчёркнуто банальными формами совр. ему музыки лёгкого жанра, В. создал новый тип злободневной сатирич. драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные танцы, элементы джазовой музыки и гор. фольклора. Кроме театр. музыки, писал орк., камерные, хор. произв., а также музыку для кино и радио. Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др. Соч.: оперы - Случай в долине (Down in the valley, «нар. опера» на сюжет популярной песни из Кентукки «Вон там в долине», Блюмингтон, 1948), Потерян в звёздах (Lost in the stars, no роману А. Патона «Плачь, любимая страна», Нью-Йорк, 1949) и др.; музыка к драм. спектаклям - Волшебная сила (Macht des Schicksals, пантомима, Берлин, 1922), Вечная дорога (The eternal road, по пьесе P. Верфеля в инсценир. Макса Рейнхардта, Нью-Йорк, 1935) и др.; мьюзиклы - Джонни Джонсон (на текст Дж. Грина, Нью-Йорк, 1936), Никербокер холидей (Кnickerbocker holiday, на текст М. Андерсона, Хартфорн, шт. Коннектикут, 1938), Леди в темноте (The lady in the dark, на текст М. Харта и А. Гершвина, Нью-Йорк, 1942), Одно прикосновение Венеры (One touch of Venus, на текст С. Перельмана и О. Нэша, Нью-Йорк, 1943); для орк. - 2 симфонии (1921 и 1933), дивертисмент (1923), фантазия, пассакалия и гимн (1923), концерт для скр. и духовых (1926); для голоса с орк. - кантата Новый Орфей (Der neue Orpheus, для сопрано, скр. и орк., 1925), Берлинский реквием (для мужск. голосов и дух. инстр., 1928); песни для голоса с орк. на сл. Р. М. Рильке (1924). |