ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА, «новонемецкое направление», творч. объединение нем. музыкантов и др. представителей художеств. интеллигенции. Возникло в нач. 50-х гг. 19 в. в г. Веймаре (Тюрингия). Главой В. ш. был Ф. Лист. Сюда входили также композиторы П. Корнелиус, Й. Рафф, А. Риттер, пианисты X. Бюлов, К. Таузиг, муз. критики К. Ф. Брендель и Р. Поль, поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен и др. Возникновение В. ш. было связано с нац. подъёмом накануне объединения Германии, с борьбой передовых деятелей против отсталости и консерватизма. Активная творч. и дирижёрская деятельность Листа, избравшего с 1848 своим местопребыванием Веймар, сделала этот город центром притяжения для мн. передовых нем. деятелей. С 1852 «Neue Zeitschrift für Musik» («Новый музыкальный журнал», осн. в 1834 в Лейпциге Р. Шуманом) переходит в руки сторонников Листа и пропагандирует их идеи. В 1854 в Веймаре по инициативе Листа и Фаллерслебена создаётся объединение передовой веймарской интеллигенции, получившее наименование «Нововеймарской школы». Юбилей журнала «Neue Zeitschrift für Musik» в 1859 послужил поводом для организации Всеобщего нем. муз. союза (Allgemeiner deutscher Musikverein, создан в 1861 во время муз. фестиваля в Веймаре). Как муз. содружество В. ш. противопоставила себя более академичной лейпцигской школе. Представители В. ш. боролись за романтич. муз. искусство, за идейную насыщенность музыки и коренное обновление её форм на основе программности, поддерживали Р. Вагнера и его оперную реформу. Идеи В. ш. нашли яркое выражение в критич. статьях Листа 50-х гг. Реализацией этих идей было творчество Листа и др. представителей В. ш., а в области муз. исполнения - симф. концерты в Веймаре, составленные из произв. Листа, Берлиоза и Вагнера, а также спектакли Веймарского театра - постановка опер Вагнера, Берлиоза, Шумана, П. Корнелиуса. Лист и его сторонники высоко ценили и пропагандировали произведения русский композиторов - Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Балакирева и др. Благодаря деятельности В. ш. Веймар превратился в один из важнейших муз. центров. В Веймаре и др. городах Германии и Австрии проводились муз. фестивали. Позиции В. ш. не были лишены нек-рой ограниченности. Её представители порой недооценивали жизнеспособность в новых условиях традиционных классич. форм непрограммной музыки, по сравнению с композиторами лейпцигской школы они уделяли меньшее внимание претворению в своих произв. нем. нар.-бытовых жанров. При всём этом деятельность В. ш. определила важные достижения нем. муз. культуры в 50-х гг. 19 в. В нач. 60-х гг. обстановка реакции и засилья филистерства, мешавшая осуществлению реформаторских замыслов Листа, заставила его на время покинуть Германию, и В. ш. распалась. Враждующие группировки нем. муз. общественности с этого времени сплотились вокруг Брамса, с одной стороны, и Вагнера - с другой. |