ВИЛЬЯМС (Williams) Альберто (23 XI 1862, Буэнос-Айрес -17 VI 1952, там же) - аргентинский композитор, дирижёр, пианист, педагог, обществ. деятель. Первоначально учился музыке в Буэнос-Айресе, в 1882-1889 - в Парижской консерватории у С. Франка (орган и контрапункт), Э. Гиро, Э. Дюрана и Б. Годара (композиция), Ж. Матиа (фп.). В 1893 осн. консерваторию в Буэнос-Айресе, к-рую возглавлял до 1940. В 1900-10 часто выступал как дирижёр в странах Зап. Европы, пропагандируя аргент. проф. музыку. По инициативе В. в Буэнос-Айресе организованы муз. издательство и журнал «La Quena». Был президентом и вице-президентом Нац. общества искусств; возглавлял Аргент. конц. ассоциацию; чл. Нац. академии искусств, почётный чл. Аргент. союза композиторов и Ассоциации фольклора. В. - основоположник нац. муз. школы. В зрелых его соч. черты позднего зап.-европ. романтизма сочетаются с элементами аргент. муз. фольклора. Соч.: для орк, - 9 симфоний (1907, 1910 - Колдунья с гор, La bruja de las montanas; 1911 - Святая сельва, La selva sagrada; 1935 - Скрещение путей, El ataja caminos; 1936 - Сердце куклы, El corazon de la muneca; 1937 - Смерть кометы, La muerte del cometa; 1937 - Вечный покой, Eterno reposo; 1938 - Сфинкс, La esfinge; 1939 - Земноводные, Los batracios); 2 увертюры (1889, 1892); сюиты - Миниатюры (1890) и Милонга (1938); камерн.-инcтр. ансамбли: фп. трио, 3 сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., фп. пьесы, хоры и песни (большинство на собств. тексты). Лит. соч.: Pensamientos sobre la musica (1924-1940), [s. 1., s. a.]. |