ВИОТТИ (Viotti) Джованни Баттиста (12 V 1755, Фонтанетто-да-По, пров. Верчелли, Италия - 3 III 1824, Лондон) - итал. скрипач и композитор. Ученик Г. Пуньяни. С 1775 придв. музыкант в Турине. В 1780 совершил совместно с Пуньяни турне по европейским странам, в 1781 концертировал в Петербурге. В сезоне 1782/83 дебютировал с большим успехом в «Духовных концертах» в Париже, где жил до 1791. Был аккомпаниатором Марии Антуанетты, капельмейстером герцога Субиза. После Великой французской революции, подозреваемый в роялистских симпатиях, эмигрировал в Англию. Выступал в Лондоне в концертах, организованных нем. скрипачом И. П. Заломоном (1794), а также совм. с Заломоном и Й. Гайдном в 1795 - в т.н. Opera concerts. Был выслан в 1798 из Англии как революц. агент; жил в Шёнфельде, близ Гамбурга, с 1802 поселился в Лондоне, выезжая иногда в Париж. В дальнейшем оставил исполнительскую деятельность, занялся оперными антрепризами, принесшими ему разорение. В 1819-22 жил в Париже, где возглавил «Театр искусств» («Гранд-Опера»). В.- крупнейший представитель эпохи героич. классицизма в скрипичном искусстве, предшествовавшей появлению на конц. эстраде Н. Паганини. Блестящий исполнитель, игра которого отличалась широтой стиля, глубокой эмоциональностью и виртуозным размахом, видный композитор, он оказал решающее влияние на формирование и развитие в скрипичном искусстве 19 в. «школы парижской консерватории», возглавлявшейся П. Роде (его ученик), П. М. Байо и Р. Крейцером. Автор мн. инстр. соч. (29 концертов для скр. с орк., 21 струн. квартет, 36 струн. трио, 54 дуэта для 2 скр. и др.). Наиболее значительны его концерты для скр. с орк. (лучший a-moll No 22, высоко ценившийся И. Брамсом). В. освободил скрипичный концерт от остатков церк. стиля, окончательно (после В. А. Моцарта) утвердил для 1-й части форму сонатного аллегро, тип финального рондо, расширил сольную партию скрипки, состав оркестра. В величии музыки концертов В., стилистически родственной ранним операм Э. Н. Мегюля и Л. Керубини, сказались героич. настроения эпохи франц. революции. Фрагменты скрипичной школы («Methode de violon», 1803), написанные В., опубликованы Ф. Хабенеком в его «Теоретической и практической методе скрипки» («Methode theoretique et pratique de violon», 1835). На родине В. в Верчелли проводятся междунар. конкурсы музыки и танца его имени (осн. в 1950). |