ВИТОЛ, Витолс Язеп (Витоль Иосиф Иванович) [14(26)VII 1863, Валмиера - 24 IV 1948, Любек, Германия] - латыш. композитор. Один из основоположников латыш. проф. музыки. В 1886 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. В 1886-1918 там же преподаватель, с 1901 профессор. Среди учеников В.- С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. В. Щербачёв, В. М. Беляев и др. В. был близким другом А. К. Лядова, А. К. Глазунова, входил в Беляевский кружок (член Беляевского попечительского совета). В 1897-1914 муз. рецензент газеты «St. Petersburger Zeitung», дирижёр латыш. хоров в Петербурге. В 1918 директор Латышской оперы в Риге, основатель и в 1919-44 ректор, профессор Латв. консерватории (с перерывом 1935-37, ныне имени В.). В 1920-30-е годы возглавлял латыш. праздники песни, был одним из основателей и председателем Общества латышских композиторов (Latvijas skanrazu kopa, 1923-40). С 1944 жил в Германии. Творчество, педагогич. и муз.-обществ. работа В. оказали большое влияние на развитие латыш. муз. культуры. Он создал нац. композиторскую школу. Его учениками были мн. виднейшие представители латыш. музыки 20 в.: П. Барисон, Л. Гарута, Ек. Граубинь, В. Дарзинь, Я. Залитис, М. Заринь, А. Жилинский, Я. Иванов, Я. Калнинь, Я. Кепитис, А. Скултэ, а также дирижёр Л. Вигнер, музыковеды Я. Витолинь, Л. Красинская и др. Муз. творчество В. сформировалось под влиянием нац. устремлений латыш. муз. культуры рубежа 19 - 20 вв. и рус. классич. музыки. Оно охватывает разл. муз. жанры, сочетает высокий профессионализм с глубокой нар. основой. Музыка В. ясная и строгая по стилю и форме, отличается колористической яркостью. В.- один из крупнейших мастеров латыш. хоровой песни. Особенно известны его баллады, посвящ. нар. патриотическим темам («Беверинский певец», «Замок света», «Королевна», «Огненная дубина» и др.) и фантастическим («Бор русалок» и др.). Хор. песни В. получили широкое распространение и в значит. степени повлияли на развитие латыш. хоровой культуры. В симф. творчестве В. преобладают сюиты, часто используется нар.-песенный материал, заметно тяготение к программности. В области фп. творчества основное наследие В. составляют малые жанры. Богата и разнообразна вок. лирика В. с красочно разработанным фп. сопровождением; ярким нар. колоритом обладают детские песни композитора на тексты Я. Райниса, А. Бритадере и др. Значит. областью творчества В. явились обработки латыш. нар. песен для голоса с фп., хоров, фп. и оркестра. Автор статей и очерков по вопросам муз. искусства в периодич. печати. Соч.: оратория - Иисус в Назарете (1942); кантаты - Песня (ор. 35, 1908), Северное сияние (ор. 45, 1913) и др.; баллада для хора с орк. - Беверинский певец (ор. 28, 1900); для оpк. - симфония (1886-88, восстановлена в инструментовке А. Скултэ), Праздник Лиго (ор. 4, 1889), Драматическая увертюра (ор. 21, 1895), увертюра - Спридитис (ор. 37, 1908), 7 латыш. нар. песен (ор. 29а, 1904), Драгоценные камни (Därgakmeni, op. 66, 1924), баллада - Осенняя песня (1928), Латышская сельская серенада (1934), Рапсодия (ор. 39, 1909); для скрипки с орк. - Фантазия на темы латыш. нар. песен (ор. 42, 1910); для дух. орк. - Полонез (1925), Траурный марш (Seru mares, 1925); камернo-инстр. произв. - струн. квартет (ор. 27, 1899); для фп. - более 80, в т.ч. соната (b-moll, op. 1, 1885), 2 цикла вариаций и др.; произв. для скрипки, альта, виолончели, органа; хоры a cappella (103); песни для голоса с фп. (92), дуэты (4) и др.; обр. латыш. нар. песен (более 300); музыка к драматич. спектаклям и др. Лит. соч.: Творчество [Ан. К. Лядова], в кн.: Ан. К. Лядов, П., 1916; Manas dzives atminas, в кн.: Latviesu muzika, [вып.] 1-2, Riga, 1958-62; Raksti. Sastaditaja V. Muske, Riga, 1964; Воспоминания. Статьи, Письма, [Л., 1960]. |