ВОАН-УИЛЬЯМС (Vaughan Williams) Ралф (наст. фам. и имя Уильямc Ралф Воан) (12 X 1872, Даун-Ампни, Глостершир -26 VIII 1958, Лондон) - английский композитор, органист и муз.-обществ. деятель, собиратель и исследователь англ. муз. фольклора. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета у Ч. Вуда и в Корол. муз. колледже в Лондоне (1892-96) у X. Пэрри и Ч. Станфорда (композиция), У. Пэрретта (орган); совершенствовался по композиции у М. Бруха в Берлине, у М. Равеля в Париже. В 1896-99 органист церкви Саут-Ламбет в Лондоне. С 1904 чл. Об-ва нар. песни. С 1919 преподавал композицию в Корол. муз. колледже (с 1921 профессор). В 1920-28 рук. Баховского хора. В.-У.- один из основоположников новой англ. композиторской школы («английского музыкального ренессанса»), провозгласившей необходимость создания нац. проф. музыки на основе англ. муз. фольклора и традиций англ. мастеров 16-17 вв.; утверждал своим творчеством её идеи, воплотив их в произв. разных жанров: 3 «Норфолкских рапсодиях» («Norfolk rhapsodies», 1904-06) для симф. оркестра, фантазии на тему Таллиса для двойного струн. оркестра («Fantasia on a theme by Tallis», 1910), 2-й Лондонской симфонии («London symphony», 1914, 2-я ред. 1920), опере «Хью-гуртовщик» (соч. 1914) и др. Наиболее значительны его достижения в области симф. и хор. музыки. В ряде симф. произв. В.-У. воплощены эпизоды истории англ. народа, воссозданы реалистич. картины жизни совр. Англии, муз. материал для которых он черпал гл. обр. из англ. муз. фольклора. Симф. произв. В.-У. отличаются драматизмом (4-я симфония), мелодич. ясностью, мастерством голосоведения, изобретательностью оркестровки, в которой ощущается влияние импрессионистов. Среди монументальных вок.-симф. и хор. произв. - оратории и кантаты, предназначенные для церк. исп. Из опер наибольшим успехом пользуется «Влюблённый сэр Джон» («Sir John in love», 1929, по «Виндзорским кумушкам» У. Шекспира). В.-У. был одним из первых англ. композиторов, активно работавших в кино (на основе музыки к фильму о полярном исследователе Р. Ф. Скотте написана его 7-я симфония). Творчеству В.-У. присущи масштабность замыслов, своеобразие муз.-выразит. средств, гуманистич. и патриотич. направленность. Лит.-критич. и публицистич. деятельность В.-У. сыграла важную роль в становлении англ. муз. культуры 20 в. Соч.: оперы (6) - Хью-гуртовщик (Hugh the driver, 1924, Лондон), Отравленный поцелуй (The poisoned kiss, 1936, Кембридж), Уходящие в море (Riders to the sea, 1937, Лондон), Путь паломника (The pilgrim's progress, no Беньяну, 1951, Лондон) и др.; балеты - Старый король Коул (Old Кing Cole, 1923), Рождественской ночью (On Christmas night, 1926, Чикаго), Иов (Job, 1931, Лондон); оратории, кантаты; для оpк. - 9 симфоний (1909-58), в т.ч. программные - 1-я, Морская (A sea symphony, 1910, для хора, солистов и орк. на cл. У. Уитмена), 3-я, Пасторальная (Pastoral, 1921), 6-я (1947, по «Буре» У. Шекспира), 7-я, Антарктическая (Sinfonia antartica, 1952); инструментальные концерты, камерные ансамбли; фп. и орг. соч.; хоры, песни; обр. англ. нар. песен; музыка для театра и кино. Лит. соч.: English folk-songs, L., 1912; National music, L., 1934, 3 ed.- National music and other essays, L., 1963; Some thoughts on Beethoven's choral symphony, with writings on other musical subjects, L.,1953; The making of music, N.Y.-L., 1955 (рус. пер.: Становление музыки. Послесл. и примеч. С. А. Кондратьева, М., 1961). |