ВОЛЬФ (Wolf) Йоханнес (17 IV 1869, Берлин - 25 V 1947, Мюнхен) - немецкий музыковед, педагог, исследователь ср.-вековой муз. культуры, специалист в области муз. палеографии. Изучал германистику и музыковедение у Ф. Шпитты и Г. Беллермана в университете (1888- 1892) и одновременно у В. Баргиля - в Высшей школе музыки в Берлине (с 1889). С 1902 преподавал историю музыки в Берлинском университете (с 1908 профессор), в 1907-1927 - в Академии церковной и школьной музыки. В 1928-34 директор музыкального отдела Прусской гос. библиотеки, один из основателей (с 1917) и пред. (1927-33) Нем. муз. общества. Опубликовал мн. труды ср.-век. муз. теоретиков. Соч.: Handbuch der Notationskunde, Tl 1-2, Lpz., 1913-19; Die Tonschriften, Breslau, 1924; Geschichte der Musik in allgemeinverständlicher Form, Tl 1-3, Lpz., 1925, 1957; Zur Geschichte der Musikabteilung der Staatsbibliothek, В., 1930. ВОЛЬФ (Wolf) Хуго (13 III 1860, Виндишграц, ныне Словеньградец, Югославия - 22 II 1903, Вена) - австрийский композитор и муз. критик. В 1875-77 учился в Венской консерватории, В дальнейшем самостоятельно добился свободного владения фп. и знания муз. литературы. В 1881-82 дирижёр Зальцбургского городского театра. В 1884-87 В. сотрудничай в еженедельнике «Wiener Salonblatt». С 188,8 выступал в качестве аккомпаниатора. Приверженность искусству Р. Вагнера и антипатия к творчеству, И. Брамса осложнили его отношения с муз. общественностью Вены и послужили причиной недоброжелательной оценки его первых крупных произв.: симфонической поэмы «Пентесилея» (1885) и струн. квартета (1884). Переломным в жизни В. оказался 1888, когда, по словам композитора, его «вдруг осенило» и он создал ряд зрелых произв. - песни на слова Э. Мерике, Й. Эйхендорфа, И. В. Гёте. В 1889-91 В. завершает сб. песен на тексты Эйхендорфа, Гёте, создает «Испанскую книгу песен», перекладывает ряд песен для голоса с оркестром. Песни В. завоёвывают все большее признание, в частности в Германии, где в ряде городов организуются концерты с участием композитора. 1892-94 - период творческого молчания композитора, переживаемый им крайне мучительно. В 1895 В. пишет комич. оперу «Коррехидор» (по повести «Треугольная шляпа» Аларкона), в 1896 заканчивает «Итальянскую книгу песен», в 1897 начинает сочинение муз. драмы «Мануэль Венегас» (по Аларкону). Тогда же его настигает первый приступ неизлечимой болезни, и в 1898 В. помещают в клинику для душевнобольных, где он умер спустя 4 года. Большую часть наследия В. составляют песни (около 300), которые открыли новую страницу в истории вок. лирики. Опираясь на традиции Р. Вагнера и Р. Шумана, В. ищет органического слияния слова и музыки, продуманной во всех деталях интерпретации поэтич. текста. Творч. кредо В. определялось твердой убежденностью в позитивной осмысленности бытия и стремлением отразить многообразие явлений действительности Целью В. было создание индиви- дуализированного портрета, сочетающего показ внутренних и внешних примет человека. Композитор относил себя к «объективным лирикам», заинтересованным в суждении об окружающем со стороны, что отразилось на выборе им соответствующих поэтич. сюжетов (Э. Мерике, И. В. Гёте, Й. Эйхендорф, Г. Келлер, Э. Гейбель, П. Хейзе). Во мн. песнях В. достиг такой рельефности в передаче действия, что они воспринимаются как драматич. сценки. С точки зрения приемов речевого интонирования В. близок творчеству А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Большое внимание В. уделял разработке партии фп. (тематически независимой от вокальной), строящейся на развитии характерных мотивов. Соч.: опера - Коррехидор (Der Corregidor, либр. R. Майредер по новелле «Треугольная шляпа» Аларкона, 1896, Мангейм), муз. драма - Мануэль Венегас (текст М. Хернес по произв. Аларкона, 1897, не оконч.), для орк. - симф. поэма Пентесилея (по трагедии Г. Клейста, 1883-85), Итальянская серенада (для малого орк., 1892, переработка варианта для струн. квартета, 1887), камерно-инстр. произв. - струн. квартет (d-moll, 1878-84), для гол. с фп. - стихотворения Э. Мерике (1888), Стихотворения Й. Эйхендорфа (1888-89), Стихотворения И. В. Гёте (1888-89), Испанская книга песен (по П. Хейзе и Э. Гейбелю, 1889-90), Старинные напевы. Шесть стихотворений Г. Келлера (1890), Итальянская книга песен (по П. Хейзе, 1890-91, 1896), Три стихотворения Микеланджело (1897). Лит. соч.: Musikalische Кritiken, Lpz., 1911. |