«ВОЙНА БУФФОНОВ» (франц. «La guerre des Bouffons») - муз.-эстетич. полемика по вопросам оперного искусства, развернувшаяся в Париже в 50-х гг. 18 в. Возникла в связи с приездом в Париж летом 1752 итал. труппы, исполнявшей оперы-буффа, из которых наибольший успех имела «Служанка-госпожа» Перголези. Представители прогрессивной франц. интеллигенции во главе с энциклопедистами (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, М. Гримм) увидели в ней выражение своих оперных идеалов, которым не отвечала совр. им франц. опера. Её легендарно-мифологич. сюжеты, условно-нормативная драматургия, близость к придв.-аристократич. эстетике вызвали резкую критику идеологов 3-го сословия, которые требовали от оперного искусства злободневных бытовых сюжетов, правдивого воплощения обществ. конфликтов, рельефной обрисовки персонажей, демократизации муз. языка. Для приверженцев абсолютизма франц. придв. опера была, напротив, художеств. выражением их политич. взглядов, а итал. опера-буффа - их отрицанием. Возникли два враждебных лагеря «буффонистов» и «антибуффонистов», выступавших в печати с критич. статьями и памфлетами. Их ожесточ. борьба вокруг проблем муз. театра была одним из проявлений общей идейно-политич. борьбы в предреволюц. Франции. «В. б.» способствовала усилению во франц. оперном искусстве реалистич. и демократич. тенденций. |