ВРАНИЦКИЙ (Vranickэ, Vranitzky, Wranizky) Антонин (Антон) (13 VI 1761, Нова-Ржише, Моравия - 6 VIII 1820, Вена) - чеш. композитор и скрипач. Первоначально учился у брата - Павла В.; изучал философию и право в Брно. С 1785 жил в Вене, где брал уроки композиции у Й. Гайдна, В. А. Моцарта и И. Г. Альбрехтсбергера (с 1790). Был скрипачом орк. Венской придв. оперы, преподавал скрипач, игру. С 1794 капельмейстер князя Й. Ф. М. Лобковица в Роуднице, затем - в Праге и Вене, где руководил оркестрами придв. опер. С 1814 концертмейстер «Т-ра ан дер Вин», с 1816 придв. дирижёр оркестра корол. придв. театра. Был дружен с К. M. Вебером. Известными музыкантами были его дети: Антонин В. (виолончелист), Фридрих В. (скрипач), певицы Каролина Зайдлер-В. (1794-1872; первая исполнительница партии Агаты в «Вольном стрелке» К. М. Вебера) и Анна Катарина Краус-В. (1801-51). Неопубликованные сочинения В. хранятся в архиве Лобковица в Роуднице, среди них - 15 скрипич. концертов, 16 симфоний, культовые произв., танцы, марши. ВРАНИЦКИЙ (Vranickэ, Vranitzky, Wranizky) Павел (30 XII 1756, Нова-Ржише, Моравия - 26 IX 1808, Вена) - чеш. композитор и скрипач. В 1770-71 учился пению, игре на органе и скрипке в Иглау (Йиглава), затем изучал теологию и совершенствовался в игре на скрипке в Ольмюце (Оломоуц). Артистич. и творч. жизнь В. связана с Австрией. С 1776 изучал теологию в Вене, одновременно брал уроки композиции у Й. М. Крауса. Был скрипачом в капелле князя П. Эстерхази (1780-85), которой в то время рук. Й. Гайдн. В 1785-1808 капельмейстер венской придв. оперы. С 1793 чл. Об-ва музыкантов в Вене, затем его секретарь (реорганизовал работу этого общества). В. был выдающимся скрипачом. Среди его сочинений наибольшей популярностью пользовались зингшпили. Его творчество высоко ценил Й. Гайдн. На тему рус. танца из балета В. «Лесная девушка» («Waldmädchen», 1796), известного в его обр. (тема заимствована В. у И. М. Ярновича), Л. Бетховен написал 12 вариаций A-dur для фп. или клавесина. Соч.: опеpы-зингшпили Оберон, король эльфов (Oberon, Кцnig der Elfen, по X. M. Виланду, 1789, Вена), Праздник босяка (Das Fest der Lazzaroni, 1794, Вена), Столяр (Der Schreiner, 1799); комич. опера Добрая мать (Die gute Mutter, 1795, Вена); балеты-дивертисменты Сбор винограда (Die Weinlese, 1794, Вена), Приговор Париса (Das Urteil des Paris, 1801), Похищение сабинянок (Der Sabinerraub, 1804, Вена) и др.; кантата; для орк. - 22 симфонии, 5 концертов; камеpн. соч. - камерн. ансамбли, 6 струн. квинтетов, 47 струн. квартетов и др., камерн. сонаты, каноны, масонские песни и др. |