ЙОММЕЛЛИ (Jommelli) Никколо (10 IX 1714, Аверса, близ Неаполя - 25 VIII 1774, Неаполь) - итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Чл. Болонской филармонич. академии (1741). Начал заниматься музыкой под рук. церк. регента в Аверсе. С 1725 учился в консерватории «Сант-Онофрио» (Неаполь) у Ф. Фео, в 1728 перешёл в консерваторию «Делла Пиета деи Туркини», где испытал влияние Л. Лео. В 1737 в Неаполе была пост. первая опера Й. «Любовная ошибка» («L'Errore amoroso»). Следующая опера «Одоар-до» (1738) принесла Й. известность, ему заказывают оперы для Рима, Болоньи. В 1741-47 он был директором консерватории «Инкурабили» в Венеции. В последующие годы работал помощником руководителя папской капеллы в Риме. Написал неск. опер для придв. театра в Вене. В 1753 переехал в Штутгарт, являвшийся одним из очагов передовых реформаторских течений в муз. театре, и занял должность придв. капельмейстера герцога вюртембергского. Здесь сформировался зрелый, самостоят. стиль Й. как оперного композитора. Творч. развитию Й. способствовали его связи с Мангеймом, а также знакомство с франц. театр. музыкой. В 1769 он вернулся в Неаполь, но его новаторство не было признано соотечественниками. Последние годы жизни провёл в уединении в Аверсе. Й. называют «итальянским Глюком». В его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе Глюка и отчасти подготовившие её. Не изменяя традиц. форм оперы-сериа, И. стремился придать им большую гибкость и соответствие драм. действию. Он отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургич. роль хора и оркестра, усложняет гармонич. язык и фактуру своих опер. Для его музыки характерна строгая, возвышенная патетика. Среди опер Й. выделяются «Меропа» (1741), «Артаксеркс» (1749), «Фаэтон» (1753, 2-я ред. 1768). Наряду с операми-сериа он писал также комич. оперы и интермедии, но не внёс крупного вклада в развитие этих жанров. Одна из его интермедий «Дон Фальконе» шла в Петербурге (1779). Оратории Й., отличающиеся развёрнутой музыкальной драматургией, по стилю близки к его операм серьёзного жанра. Соч.: оперы (более 70), в т.ч. Ричимеро, король готов (Ricimero, re de goti, 1740, театр «Арджентина», Рим), Астианатт (1741, там же), Меропа (1741, Венеция; 2-я ред. 1749, Вена), Узнанная Семирамида (Semiramide riconoesciuta, 1741, театр «Сан-Джованни», Турин), Аэций (Ezio, 1741, театр «Мальвецци», Болонья; 2-я ред. 1748, Неаполь; 3-я ред. 1749, Вена; под назв. Андромаха, 1755, Лондон), Демофонт (1743, театр «Обицци», Падуя), Покинутая Дидона (La Didone abbandonata, 1746, театр «Арджентина», Рим; 2-я ред. 1749, Вена; 3-я ред. 1763, Штутгарт), Ахилл на Скиросе (1749, «Бургтеатр», Вена), Артаксеркс (1749, театр «Арджентина», Рим; 2-я ред. 1756, Штутгарт), Покинутая Армида (Armida abbandonata, 1750, Рим; 2-я ред. 1770, театр «Сан-Карло», Неаполь), Гипермнестра (1751, Сполето), Ифигения в Авлиде (1751, театр «Арджентина», Рим), Баязет (1753, театр «Реджо», Турин), Фаэтон (Fetonte, 1753, Штутгарт; 2-я ред. 1768, Людвигсбург; изд. в серии «Памятники музыкального искусства в Германии» - «Denkmäler der Tonkunst In Deutschland», Lpz., 1907), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1753, театр «Опернхауз», Штутгарт; 2-я ред. 1771), Луций Вер (1753, пост. 1754, театр «Дукале», Милан), Олимпиада (1761, пост. «Опернхауз», Штутгарт, хореограф Ж. Новер), Ифигения в Тавриде (1771, театр «Сан-Карло», Неаполь), Триумф Клелии(1774, театр «Ажуда», Лисабон); балетные дивертисменты; оратории - Исаак (1742, Неаполь), Освобождённая Вефулия (Betulia liberata, 1743, там же), Страсти Иисуса Христа (La Passione di Gecщ Cristo, 1749, Рим; в 1779 исп. в Петербурге), Жертвоприношение Авраама (Il sacrificio d'Abramo, 1750, Рим, 1761, Милан), Рождество девы Марии (La Nativita di Maria Vergine, 1759, Болонья) и др.; церк. музыка, в т.ч. Miserere (1774); духовные и светские кантаты, симфонии, увертюры и др. |