ЗАДЕРЖАНИЕ (итал. ritardo; нем. Vorhalt, франц. и англ. suspension) - неаккордовый звук на сильной доле такта, задерживающий вступление смежного с ним аккордового. Различают два вида З.: приготовленное (звук З. остаётся от предыдущего аккорда в том же голосе или же входит в предыдущий аккорд в др. голосе) и неприготовленное (звук З. отсутствует в предыдущем аккорде; наз. также аподжатурой). Приготовленное З. заключает в себе три момента: приготовление, З. и разрешение, неприготовленное - два: З. и разрешение. Палестрина. Мотет. П. И. Чайковский. 4-я симфония, часть II. Приготовление З. может осуществляться и неаккордовым звуком (как бы предъёмом к З.). Неприготовленное З. часто имеет вид проходящего или вспомогательного (как во 2-м прим.) звука, попавшего на тяжёлую долю такта. Звук З. разрешается ходом на большую или малую секунду вниз, на малую и (реже) большую секунду вверх. Разрешение может быть оттянуто введением между ним и З. других звуков - аккордовых или неаккордовых. Нередко встречаются т.н. двойные (в двух голосах) и тройные (в трёх голосах) З. Двойные приготовленные З. могут образовываться в тех случаях, когда при смене гармонии два голоса идут на большую или малую секунду - в одну сторону (параллельными терциями или квартами) или в противоположных направлениях. При тройном приготовленном З. два голоса двигаются в одну сторону, а третий - в противоположном направлении, или же все три голоса идут в ту же сторону (параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Неприготовленные двойные и тройные З. этими условиями образования не связаны. Бас в двойных и тройных задержаниях обычно не участвует и остаётся на месте, что способствует чёткому восприятию смены гармонии. Двойные и тройные З. могут разрешаться не одновременно, но поочерёдно в разл. голосах; разрешение задержанного звука в каждом из голосов подчиняется тем же правилам, что и разрешение одинарного З. Благодаря своему метрич. положению на сильной доле, З., в особенности неприготовленное, оказывает большое влияние на гармонич. вертикаль; с помощью З. могут быть образованы созвучия, не входящие в классич. аккордику (напр., квартово-квинтовые). З. (как правило, приготовленные, включая двойные и тройные) широко применялись в эпоху полифонии строгого письма. После утверждения гомофонии З. в ведущем верхнем голосе составили важную черту т.н. галантного стиля (18 в.); такие З. обычно ассоциировались со «вздохами». Л. Бетховен, стремясь к простоте, строгости и мужественности своей музыки, сознательно ограничил применение З. Нек-рые исследователи определяли эту особенность бетховенской мелодии термином «абсолютная мелодия». Термин «З.», по-видимому, впервые был применён Дж. Царлино в трактате «Гармонические установления» («Le istitutioni harmoniche», 1558, p. 197). З. в то время трактовалось как диссонирующий звук, требующий правильного приготовления и плавного нисходящего разрешения. На рубеже 16-17 вв. приготовление З. перестали считать обязательным. С 17 в. З. всё чаще рассматривается в составе аккорда, а учение о З. включается в науку о гармонии (особенно с 18 в.). «Неразрешённые» З. исторически подготовили один из типов новой аккордики 20 в. (созвучия с прибавленными, или побочными, тонами). |