ЗАКС (Sachs) Курт (29 VI 1881, Берлин - 5 II 1959, Нью-Йорк) - немецкий музыковед. Изучал историю искусств в Берлинском университете (по истории музыки занимался у О. Флейшера). В 1904 окончил университет, нек-рое время выступал как критик. С 1909 специализировался в области музыковедения, совершенствовал знания по истории музыки у Г. Кречмара и И. Вольфа. С 1919 заведовал Музеем муз. инструментов (гос. коллекцией), с 1920 профессор Высшей академии музыки и университета в Берлине. В 1933 был отстранён фаш. властями от всех занимаемых должностей. В 1933-37 жил и работал в Париже (читал лекции в Сорбонне), в 1937 поселился в США, где до 1957 был профессором Нью-Йоркского, а с 1953 адъюнкт-профессором Колумбийского университетов. З. - один из крупнейших и разносторонних нем. музыковедов. Осн. область науч. исследований З. - муз. инструментоведение и муз. этнография. Труды З. - «Словарь музыкальных инструментов» (1913), «Руководство по музыкальному инструментоведению» (1920) и «Музыкальная этнография Индии и Индонезии» (1915) - капитальные работы в этой области. З. разработал (совм. с Э. Хорнбостелем) науч. классификацию муз. инструментов, принятую в совр. инструментоведении. Среди др. фундамент. трудов З. «Всемирная история танца» (1933). Танец рассматривается З. не как вид и форма движения, а как особое проявление жизни и деятельности человека. Большую ценность представляют работы З. по истории антич. муз. культуры. Нек-рые из них изданы в пер. на рус. яз. (очерки о музыке Древнего Египта, Сирии, Палестины, Вавилонии и Ассирии, 1924, о музыкально-теоретических воззрениях и музыкальных инструментах древних греков, 1928, в кн.: «Музыкальная культура древнего мира», под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937). З. принадлежат мн. статьи, опубликованные в разл. муз. журн. и науч. сборниках. Соч.: Musikgeschichte der Stadt Berlin bis zum Jahre 1800, В., 1908; Musik und Oper am kurbrandenburgischen Hof, В., 1910; Reallexikon der Musikinstrumente…, В., 1913, Hildesheim, 1962, N. Y., 1964; Systematik der Musikinstrumente, «Zeitschrift für Ethnologie», 1914, Bd XLVI, H. 4-5, S. 553-90 (совм. с Э. Хорнбостелем); Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens, В., 1915, B.-Lpz., 1923; Die Streichbogenfrage und kunstgeschichtliche Wege zur Musikwissenschaft, «AfMw», I, 1918; Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, Lpz., [1966]; Die Musikinstrumente des alten Дgyptens, В., 1921; Die Staatliche Musikinstrumenten-Sammlung, Führer durch die Sammlung, В., 1921; Die Musikinstrumente, Breslau, 1923; Die modernen Musikinstrumente, Breslau, 1923 (рус. пер. - Современные музыкальные инструменты, M., 1923); Musik des Altertums, Breslau, 1924; Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929; Vergleichende Musikwissenschaft in ihren Grundzügen, Lpz., 1930, Muslk der Fremd-Кulturen, Hdlb., 1959; Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; The history of musical instruments, N. Y., 1940; The Rise of music in the ancient world, East and West, N. Y., 1943; The commonwealth of art, N. Y., 1946, L., 1955; Rhythm and tempo, N. Y., 1953. |