ЗАЛЬЦБУРГ (Salzburg) - город в Австрии, центр земли Зальцбург. Один из старейших муз. центров Европы. 127,5 тыс. жит. (1971). В древности на территории З. существовала римская колония. С 739 резиденция епископа, с 798 - архиепископа. В сер. 8 в. З. становится крупным очагом хор. искусства. Имеются упоминания уже в то время о работе муз. теоретиков и композиторов. Наряду с церк. музыкой в З. развивается искусство нар. певцов - миннезингеров, что способствовало проникновению в духовную музыку элементов фольклора. В 13-14 вв. значительное развитие в З. получает многогол. пение, культивировавшееся в придв. капелле и соборах. В кон. 14 - нач. 15 вв. в старом романском соборе был установлен первый большой орган с 2024 трубами, в 1502 в соборе Санкт-Петер - орган «Золотой телец» (сохранился до настоящего времени, обновлялся и реконструировался в 18 в.). Начиная с 14 в. в З. живут и работают мн. мастера по изготовлению муз. инструментов - органов, колоколов и др. Среди первых известных органистов З. - Якоб фон Грац (15 в.), мастеров муз. инструментов - В. Гартнер и его сын М. Гартнер (16 в.). С 16 в. начинается бурное и разностороннее развитие муз. жизни города. Расцвет придв. капеллы был подготовлен в 14-15 вв. музыкантами Г. фон Зальцбургом и О. фон Волькенштейном; в 16 в. важную роль в муз. жизни З. играли руководитель хора при дворе архиепископа учёный-гуманист Вильгельм Вальднер, пользовавшийся европ. известностью как композитор, и органист П. Хофхаймер, теоретик, композитор и руководитель поэтич. школы Й. Стомиус. В конце 16 в. значительное распространение в З. получила нидерл. школа. В 1618-19 состоялись первые оперные спектакли, дававшиеся венецианскими артистами в «Штейнтеатре». В 1622 основан университет, в котором преподавались и муз. дисциплины. Значит. событием стало исполнение в 1628 Торжественной мессы О. Беневоли, написанной на открытие нового здания кафедрального собора. Со 2-й пол. 17 в. З. наряду с Веной и Инсбруком стал ведущим центром муз. театра Австрии. При дворе регулярно давались оперы и оратории в сценич. пост.; конц. исполнения ораторий проходили в кафедральном соборе. Заметное место в муз. жизни занимали близкие по форме к операм т.н. школьные драмы, ставившиеся сначала в гимназии Санкт-Петер, а позже в актовом зале университета. Большое развитие получило инстр. исполнительство. В 1703 в кафедральном соборе был установлен новый большой орган, построенный И. К. Эгедахером. В 17 в. закладываются основы муз. образования и нотопечатания. Под рук. хормейстера А. Хофера началась подготовка певцов-мальчиков в специальном институте при придв. капелле. В первые десятилетия 17 в. придв. типография выпустила ряд произв. композиторов, работавших в З., в т.ч. М. А. Гемма, Г. И. Ф. Бибера, Г. Муффата, А. Мегерле и др.; позже возник ряд других типографий, в т.ч. крупнейшая из них-так называемая оффицин, основанная Й. Б. Майром и продолжавшая свою деятельность в 18 в. 18 в. характеризуется дальнейшим подъёмом муз. театра. Для З. пишут оперы мн. видные композиторы. Спектакли придв. театра ставились во вновь воздвигнутом здании «Гартентеатр» Мирабельпарка. На протяжении 18 в. важную роль в муз. жизни З. играли И. Э. Эберлин, А. К. Адльгассер и Л. Моцарт, который занимался также педагогич. деятельностью. Значительными для города явились годы работы в З. в качестве придв. органиста и концертмейстера архиепископского двора его сына - В. А. Моцарта (1769-1777, 1779-81). Уроженец З., он во многом способствовал расцвету муз. культуры города и написал здесь ряд сочинений (в т.ч. оперу «Сон Сципиона», 1772). В последние десятилетия 18 в. в З. подолгу работали М. Гайдн (ставший преемником В. А. Моцарта), И. Э. Эммерт, Б. Хаккер, Г. М. Лолли, Й. Г. Парис, И. Мейснер, Л. Гатти, Д. Фискьетти, В. Реттенштейнер и др. С конца 18 - нач. 19 вв. в зале Бального дома (пристроенном к Придв. театру в 1775) начинают выступать гастрольные труппы, знакомившие зрителей с итал., франц. и нем. операми и зингшпилями; в 1784 было показано «Похищение из сераля» Моцарта, в 1795 - зингшпили К. Диттерсдорфа и В. Мюллера. После перехода под управление центр. правительства Австро-Венгрии (1816) З. превращается в провинц. город, его муз. жизнь на длит. срок приходит в упадок. Только в сер. 19 в. появились симптомы возрождения муз. культуры города. Этому содействовало Соборное музыкальное общество и Моцартеум (осн. в 1841 муз. деятелем Ф. фон Хиллепрандтом). В 1842 под рук. С. Нойкомма был проведён 1-й фестиваль памяти В. А. Моцарта и открыт памятник композитору. С тех пор З. становится центром пропаганды моцартовского наследия. В 1844 образовано Мужское хоровое общество (переименованное в 1847 в «Лидертафель», при котором была основана Певческая академия), положившее начало систематич. проведению хор. празднеств. В 1841 был создан постоянный «Моцартовский оркестр», игравший в последующих моцартовских фестивалях, регулярно проводившихся на протяжении 19 в. (в 1870-1910 - 8 раз). Во 2-й пол. 19 в. З. начинают посещать мн. крупнейшие композиторы и артисты [А. Брукнер (во главе Линцского хора), Й. Иоахим, К. Шуман, И. Брамс, О. Николаи, P Корнелиус, X. Рихтер, Ф. Мотль, Г. Малер, Р. Штраус, К. Мук, Ф. Шальк и др.]. В 1869-70 по инициативе муз. деятелей К. фон Штернека и Ф. Гемахера была основана Международная моцартовская организация (Internationale Mozart-Stiftung); в 1880 объединение Моцартеум выделилось из Соборного музыкального общества и слилось с Международной моцартовской организацией в одно муз.-науч. общество Моцартеум. В те же годы в З. реставрируется и открывается ряд мемориальных зданий, связанных с именем Моцарта. Значит. уровня достигает во 2-й пол. 19 в. оперная труппа гор. театра, когда здесь работали в качестве дирижёров К. Мук и X. Вольф. Новый период муз. культуры З. открылся со 2-го десятилетия 20 в. и особенно после образования в 1918 Австрийской республики. З. становится одним из крупнейших центров муз. жизни Австрии и всей Центр. Европы, привлекает крупнейших музыкантов и исследователей. В 1917 здесь было основано общество Зальцбургских фестивалей (Salzburger Festspielhausgemeinde), затем возник художеств. комитет Зальцбургских фестивалей, среди членов которого были Г. Гофмансталь, Ф. Шальк, М. Рейнхард, А. Роллер, Б. Вальтер, Р. Штраус. Фестивали, которые проводятся ежегодно с 1920 (кроме 1922 и 1944), стали одним из наиболее значит. культурных событий в Европе. Во время фестивалей ставятся оперы Моцарта и др. произв. классич. и совр. авторов; среди участников концертов и спектаклей - многие ведущие музыканты мира, в т.ч. дирижёры А. Тосканини, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, В. Фуртвенглер, Э. Клейбер, О. Клемперер и др. В 1928 на фестивале выступала Оперная студия Ленингр. консерватории. Развивают свою деятельность и др. муз. учреждения З. Публичная муз. школа Моцартеума (осн. в 1880) в 1914 была реорганизована в консерваторию и в 1922 перешла в ведение государства; здание «Штадттеатра» было реконструировано и с 1919 стало государственным. При Моцартеуме в 1931 основан Центральный институт моцартоведения; в 1916 по инициативе певицы Л. Леман были открыты летние курсы для певцов, реорганизованные в 1928 во Всеобщие летние муз. курсы с большим охватом специальностей. В годы фаш. оккупации Австрии фестивали в З. носили весьма ограниченный характер. После освобождения страны муз. организации З. возобновили свою деятельность. В 1957-60 худ. руководителем фестивалей был Г. Караян. В 1968 Каранном был основан ещё один, т.н. Пасхальный, фестиваль, проходящий каждую весну. В 1953 консерватория была преобразована в Академию музыки и сценич. искусства Моцартеум. В 1960 открыто новое здание Большого дворца фестивалей (арх. К. Хольцмейстер), вмещающее более 2300 зрителей, где даются оперные спектакли. Помимо Большого дворца фестивалей, функционирует старый фестивальный зал (с 1963 - Малый зал). Оперные и драм. спектакли ставятся также на сцене «Ландестеатра» (быв. «Штадттеатра»). В З. работают 2 симф. оркестра Моцартеума: первый - с 1938 как самостоятельная организация, второй - «Camerata academica» (из педагогов и студентов Академии музыки и сценич. искусства Моцартеума, осв. в 1953 Б. Паумгартнером). Регулярные конц. сезоны в З. проводят Моцартеум и Зальцбургское культурное общество, а также Академия музыки и сценич. искусства Моцартеума (ныне носит название - Высшая школа). С 1963 в З. существует на базе Высшей школы Моцартеума Ин-т Орфа - международный центр эстетич. воспитания (рук. В. Келлер, консультант К. Орф), пропагандирующий систему К. Орфа. К числу муз.-историч. памятников З. относятся не только здания, связанные с жизнью и деятельностью В. А. Моцарта, но и собор Санкт-Петер, кафедральный собор, неск. старинных театр. зданий («Aula academica», «Heckentheater», «Steintheater») и др. Большими коллекциями старинных муз. инструментов, нот и рукописей обладают Моцартовский мемориальный музей (около 30 тыс. единиц хранения), гор. музей Каролины Августы, архивы кафедрального собора и собора Санкт-Петер. |