ЗАРЕМБА - рус. музыканты. По национальности поляки. Владислав Иванович З. [15 (27) VI 1833, Дунаевцы, ныне Хмельницкой обл. - октябрь 1902, Киев] - композитор, пианист и педагог. Занимался у бр. И. и А. Коципинских в Каменец-Подольске. С 1862 жил в Киеве, преподавал в уч. заведениях игру на фп. и хор. пение. Написал св. 30 песен на сл. Т. Г. Шевченко («Музыка до Кобзаря»), романсы на польские тексты; изд. педагогич. сб.: «Песенник для наших детей» («Spiewnik dla naszych dziatek») и собрание пьес для фп. «Маленький Падеревский» («Maly Paderewski»). Ему принадлежат также переложения для фп. укр. нар. песен. Сын З. - Сигизмунд Владиславович З. [30 V (11 VI) 1861, Житомир - 14 (27) XI 1915, Петроград] - композитор и пианист. Окончил Киевский университет. Муз. образование получил под рук. отца. Занимался также у А. Ф. Казбирюка (теория музыки) и у В. Ф. Алоиза (виолончель). В 1896-1901 директор Воронежского отделения РМО, руководитель симф. и камерных концертов (выступал как дирижёр и исполнитель партии виолончели в квартетах). С 1901 жил в Петербурге, принимал участие в концертах в качестве аккомпаниатора. Автор «Славянской пляски и полонеза» для симф. оркестра, сюиты для струн. оркестра (ор. 39), струн. квартета, многих пьес для фп., романсов. ЗАРЕМБА Николай Иванович [3 (15) VI 1821, Витебская губ. - 27 III (8 IV) 1879, Петербург] - рус. муз. теоретик, педагог и композитор. Окончил Петерб. университет. Одновременно учился игре на фп. у А. А. Герке, на виолончели - у И. В. Гросса. Теорию музыки изучал в Берлине под рук. А. Б. Маркса. С 1859 преподавал в Муз. классах Петерб. отделения РМО, в 1862-1871 профессор Петерб. консерватории (возглавлял класс теории композиции), в 1867-71 её директор. У З. учились П. И. Чайковский, Г. А. Ларош и др. З. первым в России начал преподавать теорию музыки на рус. языке. Лекции З. отличались живостью и образностью изложения. Однако его эстетич. взглядам был присущ консерватизм, свои муз.-теоретич. высказывания он нередко облекал в религиозную оболочку (что было осмеяно М. П. Мусоргским в «Райке»). Как директор З. способствовал упорядочению уч. процесса, выступал против реакц. политики, проводившейся Главной дирекцией РМО. Разработанная им «Инструкция для С.-Петербургской консерватории» стала на мн. годы организац. основой её работы. Свои взгляды на обучение музыке изложил в ст. «Об отношении консерватории и концертов к музыкальному образованию» («Музыкальный сезон», 1870, No 11). Автор симфонии, оратории «Иоанн Креститель» и др. |