ЗАРИНЬ, Зapиньш Карлис Карлович (р. 6 VII 1930, Рига) - сов. оперный певец (драм. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1972). В 1960 окончил Латв. консерваторию по классу А. Вилюманиса, в 1960-61 совершенствовался в консерватории в Софии (Болгария) у проф. И. Йосифова. С 1960 - солист Латв. театра оперы и балета. Среди партий: Вижут («Банюта» А. Калниня), Кангар («Огонь и ночь» Мединя), Григорий («Борис Годунов»), Хозе, Герман, Тангейзер; Зигмунд («Валькирия»), Рудольф («Богема»), Радамес, Манрико; Питер Граймс («Питер Граймс» Бриттена) и др. Выступает в концертах, в репертуаре теноровые партии в «Реквиеме» Верди, «Реквиеме» Моцарта, «Мессии» Генделя, оратории «Махагони» М. Зариня, а также в 9-й симфонии Бетховена и др. Я. Я. Витолинь. ЗАРИНЬ, Зариньш Маргер Оттович [р. 11 (24) V 1910, Яунпиебалга] - советский композитор. Нар. арт. СССР (1970). В 1929-33 учился в Латв. консерватории по классу композиции (Я. Витола), фп. (А. Даугула) и органа (П. Йозуус). В 1940-50 муз. руководитель Художеств. театра им. Я. Райниса (Рига); в 1951-52 и 1956-68 председатель правления CК Латвии; в 1962-68 секретарь правления CК СССР. Основное место в творчестве З. занимают произв. вок. и вок.-симфонич. жанров, а также оперы и музыка к драм, спектаклям. Значительной для творчества З. была работа над латыш, нар. песней. Хор. обр. нар. песен (преим. танцевальных и обрядовых) отличаются новизной и оригинальностью приёмов. В опере «Зелёная мельница» нар. песня служит средством создания реалистич. жанровых и социальных характеристик. «Опера на площади» - интересный опыт возрождения массовых представлений, возникших в первые годы после Октябрьской революции 1917. В ораториальном творчестве З. отражены острые темы современности («Валмиерские герои» - о Великой Отечеств. войне 1941-45, «Махагони», посв. борьбе народов Африки против колониального гнёта). Обращение к интонациям нар. и революционной песни соединяется у З. с поисками новых средств выразительности (гл. обр. в области ритмики и оркестрового колорита) и творческим преломлением некоторых элементов стиля барокко. Соч.: оперы - Барин и музыкант (Кungs un spelmanitis, соч. 1939), К новому берегу (Uz jauno krastu, 1955, Рига; Респ. пр., 1957), Зелёная мельница (Zalas dzirnavas, 1958, там же), Опера нищих (Nabaguopera, 1965,там же), опера-балет - Чудо святого Мауриция (Sveta Mauricija brinum darbs, соч. 1967), Опера на площади (Opera uz lankuma, соч. 1970), доработка и редактирование оперы Я. Мединя «Земдеги» (1950); длясолистов.хор а и орк. - оратории Валмиерские герои (Valmieras Varoni, 1950; Гос. пр. СССР, 1951), Борьба с Чёртовым болотом (Сinа аr Velna purm, 1951), Махагони (1965), кантата Трубач из Талавы (Talavas tauretajs, 1937), Ода качелям (Oda supoluem, 1940, для вок. ансамбля и камерного орк.), Картины (Cleznas, 1959), детская сюита Незнайка в солнечном городе (Nezinitis Saules pilseta, 1962);для инструмента с орк. - Концерт для фп.(1937), Греческие вазы (Grieku vazes, программная сюита для фп., 1944; 2-я ред. 1960), Concerto innocente (для органа и камерного орк., 1969), Concerto triptihon (для органа, кам. орк. и 2 гитар, 1972); хоры - a cappella 12 латышских народных танцев и хороводов (1948), цикл Чудесные похождения Старого Тайзеля (Veca Taizela brioriskigie piedzivojumi, 1957-60), Вариации на партизанскую песню, и др.; для голоса с камерным орк. - Партита в стиле барокко (1963); Carmina antica на древнегреч. тексты (1964); для голоса с фп. - Советская женщина в борьбе за мир (Padomju sievietemiera cinitaja, 1951), Серебристый свет на стихи Я. Р. Райниса (Sudrabota gaiswa, 1952), 4 японские миниатюры (1963); музыка для театра и кино, и др. |