ЗИЛОТИ Александр Ильич [27 IX (9 X) 1863, имение близ Харькова - 8 XII 1945, Нью-Йорк] - рус. пианист, дирижёр и муз. деятель. Окончил в 1882 Моск. консерваторию, где учился игре на фп. у Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна (с 1875), по теории - у П. И. Чайковского. С 1883 совершенствовался у Ф. Листа (организовал в 1885 «Об-во Листа» в Веймаре). С 1880-х гг. приобрёл европ. известность как пианист. В 1888-91 профессор по классу фп. Моск. консерватории; среди учеников - С. В. Рахманинов (двоюродный брат З.), А. Б. Гольденвейзер. В 1891-1900 жил в Германии, Франции, Бельгии. В 1901-02 гл. дирижёр Моск. филармонич. общества. Культурно-просветит. деятельность З. особенно интенсивно развернулась в Петербурге (1903-13), где он организовал ежегодные циклы симф. концертов, которыми рук. как дирижёр. Позднее организовал и камерные концерты («Концерты А. Зилоти»), отличавшиеся исключит. разнообразием программ; принимал в них участие и как пианист. Большое место в его концертах занимали новые произв. рус. и зарубежных композиторов, но гл. обр. соч. И. С. Баха. В них участвовали известные дирижёры, инструменталисты и певцы (В. Менгельберг, Ф. Мотль, С. В. Рахманинов, П. Касальс, Э. Изаи, Ж. Тибо, Ф. И. Шаляпин). Музыкально-образовательную ценность «Концертов А. Зилоти» увеличивали аннотации к концертам (их писал А. В. Оссовский). В 1912 З. основал «Общедоступные концерты», в 1915 - «Народные бесплатные концерты», в 1916 - «Русский музыкальный фонд» для помощи нуждающимся музыкантам (при содействии М. Горького). С 1919 жил в Финляндии, Германии. С 1922 работал в США (там приобрёл большую, чем на родине, известность как пианист); преподавал фп. в Джульярдской муз. школе (Нью-Йорк); среди амер. учеников З. - М. Блицстайн. Как пианист З. пропагандировал творчество И. С. Баха, Ф. Листа (особенно успешно исполнял «Пляску смерти», 2-ю рапсодию, «Пештский карнавал», концерт No 2), в 1880-90 - П. И. Чайковского (концерт No 1), произв. Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, в 1900-е гг. - А. К. Глазунова, после 1911 - А. Н. Скрябина (особенно «Прометей»), К. Дебюсси (З. был одним из первых исполнителей произв. К. Дебюсси в России). В обр. и ред. З. издано много фп. сочинений (он ред. концертов П. И. Чайковского). З. обладал высокой исполнит, культурой, широтой муз. интересов. Его игра отличалась интеллектуализмом, ясностью, пластичностью фразировки, блестящим виртуозным мастерством. З. был прекрасным ансамблистом, играл в трио с Л. Ауэром и А. В. Вержбиловичем; Э. Изаи и П. Касальсом. В огромном дирижёрском репертуаре З. выделялись сочинения Листа, Р. Вагнера (особенно увертюра к «Мейстерзингерам»), Рахманинова, Глазунова, Э. Грига, Я. Сибелиуса, П. Дюка и Дебюсси. Соч.: Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911. |