ЗЛАТОГОРОВ (наст. фам. - Гольдберг) Павел Самойлович [17 (30) XII 1907, Сергиев посад, ныне Загорск - 24 IX 1969, Москва] - сов. режиссёр оперы. Засл. арт. БССР (1940) и РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1928. В 1931 окончил ЦЕТЕТИС в Москве по классу Б. Е. Захавы и начал работать ассистентом режиссёра, с 1933 был режиссёром-постановщиком в Муз. театре им. Немировича-Данченко (позднее им. Станиславского и Немировича-Данченко). Участвовал в пост. В. И. Немировича-Данченко: «Катерина Измайлова» (1934), «Тихий Дон» (1936), «В бурю» (1939). Совм. с П. А. Марковым пост. оперетту «Нищий студент» Миллёкера (1945), оперы «Любовь Яровая» Энке (1947) и «Семья Тараса» Кабалевского (1947), с Л. В. Баратовым - «Сицилийская вечерня» Верди (1954), «Война и мир» Прокофьева (1957), «Улица дель Корно» Молчанова (1960). В том же театре пост. оперы: «Дубровский» (1956); «Обручение в монастыре» Прокофьева (1959), «Так поступают все женщины» Моцарта (1962), «Город юности» Шантыря (1962), «Любовный напиток» (1964); «Персональный памятник» Левитина (1966), «Безродный зять» Хренникова (1967) и др. Одновременно в 1934-42 работал реж. (с 1939 гл. реж.) в Белорус. театре оперы и балета, где пост. оперы: «Риголетто» (1934), «Тоска» (1937), «Чио-Чио-сан» (1940); в 1950-51 был гл. реж. Казах. театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате (пост. 1950 - «Семья Тараса», «Гугеноты»). Ставил оперы в Горьком, Куйбышеве, Душанбе, Саратове, Перми и др. городах, а также на Всесоюзном радио. Участвовал в подготовке моск. декад нац. искусства: белорус. (1940), башк. (1955), азерб. (1959). В Будапеште пост. оперу «Князь Игорь» (1961). В 1931-36 и 1946-50 преподавал в ГИТИСе (класс актёрского мастерства; с 1947 доцент). Следуя принципам оперного искусства, выдвинутым Станиславским и Немировичем-Данченко, З. в своей режиссёрской и педагогич. работе стремился осуществить идею «поющего актёра». Соч.: Заметки оперного режиссёра, «МЖ», 1958, No 17; Немирович-Данченко в работе над «Катериной Измайловой», «СМ», 1967, No 5, и др. В. С. Штейнпресс. |