ЗУППЕ (Suppй) Франц фон (наст. имя и фам. - Фран-ческо Эцекьеле Эрменеджильдо Зуппе-Демелли, Demelli) (18 IV 1819, Сплит, Далмация - 21 V 1895, Вена) - австрийский композитор и дирижёр. Один из создателей венской оперетты. Провёл юность в Падуе и Милане. Учился играть на флейте, с 1835 жил в Вене, где занимался теорией музыки и композицией у З. Зехтера и И. Зейфрида; пользовался советами Г. Доницетти. Работал капельмейстером в театрах Братиславы и Вены. Первые произв. З. написаны в традиц. классич. форме (в т.ч. опера «Виргиния», 1837). Под воздействием популярных в Австрии произв. Ж. Оффенбаха З. написал в 1860 одноактную оперетту «Пансионат», постановка которой ознаменовала рождение венской оперетты. З. - автор св. 30 оперетт, утвердивших за ним славу основоположника и одного из виднейших представителей венской классич. оперетты. Для творч. манеры композитора характерно своеобразное преломление стилистич. черт итал. оперной музыки. Мелодиям З. присущи гибкость и пластика, арии и ариозо отмечены воздействием bel canto («Боккаччо» и др.). В то же время З. щедро насыщал свои произв. песенными и танц. элементами венского фольклора, ритмами вальса и польки. Нередко композитор прибегал к прямому цитированию (студенч. песни в оперетте «Весёлые школяры», 1863). Блестящий мастер муз. драматургии, З., как правило, сочетал крупные муз. сцены (развёрнутые ансамблевые и хор. номера) с простыми куплетами, сближая оперетту с комич. оперой. Широкие масштабы муз.-драматургич. форм в опереттах З. в известной мере противоречили австр. театр. практике, что вызвало нарекания критики в отношении таких произв. З., как «Фатиница» (1876), «Боккаччо» (1879) и «Донна Жуанита» (1880). Творчество З. носит известный отпечаток эклектизма. Но пестрота стиля его произв. сглажена неистощимой выдумкой и привлекательностью мелодий. Задорные, обаятельные, легко запоминающиеся, они мгновенно подхватывались слушателями, способствуя широкой популярности оперетт З. Лучшие произв. З. отмечены разнообразием и жизненностью сценич. образов, богатством и изобретательностью муз. характеристик. В отличие от И. Штрауса-сына и др. венских композиторов, З. использовал в своих сочинениях злободневные, социально-заострённые сюжеты и, подобно Ж. Оффенбаху, тяготел к политич. сатире, к язвительному обличению «сильных мира сего». Во время Революции 1848-49 композитор создал песни для повстанцев и после поражения революции вынужден был нек-рое время скрываться за границей. Одна из лучших оперетт З. - «Донна Жуанита» посв. теме борьбы народа за своё нац. освобождение. Соч.: оперы - Виргиния (Virginia, 1837), Бергамо (1840, «Кернтнертортеатр», Вена), Гертруда из долины (Gertruda della valle, 1841), Каннебас (Cannebas, 1872, «Театр ан дер Вин», Вена), Возвращение матроса (Des Matrosen Rückkehr, 1885, Гамбург); оперетты - Третий параграф (Paragraph 3, 1858, «Кернтнертортеатр», Вена), Пансионат (Das Pensionat, 1860, «Театр ан дер Вин», Вена), Раскрывающая карты (Die Кartenaufschlägerin, в основе сюжета - эпизод с тремя картами из «Пиковой дамы» Пушкина, 1862, «Йозефштадттеатр», Вена; 2-я ред. под назв. Пиковая дама, Pique Dame, 1864, Грац), Весёлые школяры (Flotte Bursche, 1863, «Йозефштадттеатр», Вена), Динора, или Поездка гимнастов в Хюттельдорф (Dinora oder die Turnerfahrt nach Hütteldorf, 1865, там же), Прекрасная Галатея (Die schöne Galathee, 1865, «Мейзельстеатр», Берлин), Лёгкая кавалерия (Die leichte Кavalerie, 1866, «Леопольдштадттеатр», Вена), Вольнодумцы (Freigeister, 1866, там же), Проказы бандитов (Banditestreiche, 1867, там же), Фатиница (по пьесе Э. Скриба «Черкешенка», 1876, «Карлстеатр», Вена), Дьявол на земле (Der Teufel auf Erden, 1878, там же), Боккаччо (1879, там же), Донна Жуанита (1880, там же), Старые знакомые (Alte Bekannte, 1881, там же), Гасконец (Der Gascogner, по роману «Синяя борода» Сю, 1881, там же), Путешествие по Африке (Die Afrikareise, 1883, «Театр ан дер Вин», Вена), Погоня за счастьем (Die Jagd nach dem Glücke, 1888, «Карлстеатр», Вена; с новым либр. под назв. Охота за невестой, Braut-Jagd, 1894, Берлин), Парижанка (Die Pariserin, 1898, Вена) и др.; для солистов, хора и орк. - Реквием (L'estremo giuduzio, 1860), Далмацкая месса (Missa dalmatica, 1867); для орк. - симфония, увертюры, в т.ч. к нар. пьесе «Утро, полдень и вечер в Вене» («Ein Morgen, ein Mittag, ein Abend in Wien») и к опереттам; муз.-сценич. произв. - В юности весел, в старости грустен, или Последствия воспитания (Jung lustig, im Alter traurig oder Die Folgen der Erziehung, 1841, «Йозефштадттеатр», Вена), Поэт и крестьянин (Der Dichter und Bauer, зингшпиль, либр. К. Эльмар 1846, «Театр ан дер Вин», Вена), Марта (пародия на оперу «Марта» Флотова, 1848, «Театр ан дер Вин», Вена), Маленькая волшебница (s'Alraunerl, 1849), Дама Валентина (Dame Valentine, 1851, «Театр ан дер Вин», Вена), Франц Шуберт (зингшпиль на мотивы Шуберта, 1864, «Карлстеатр», Вена), Иосиф Гайдн (зингшпиль на мотивы Гайдна, 1877, «Йозефштадттеатр», Вена); песни, в т.ч. Любовь на поле брани (воен. песенка для голоса с фп., изд. СПБ, 1877). |