БАРИТОН (нем. Bariton; итал. baritono; от греч. barus - тяжёлый, низкий и tonos - тон). 1) Мужской голос, по высоте средний между тенором и басом. Соединяет силу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора. Диапазон Б. - А - as1; в хор. практике употребителен диапазон А - f1. Различают лирич. В.- более мягкий и подвижный и драматич. Б. - более мужественный и сильный. По тембру и высоте драматич. Б. (бас-баритон, франц. basse chantante, ранее - basse-taille) ближе к басу и в хоре исполняет партию 1-го баса, а лирич. Б. (тенор-баритон) ближе к драматич. тенору, поэтому в хоре его иногда причисляют к нижним (вторым) тенорам. Начиная с «Дон Жуана» Моцарта, композиторы часто поручают Б. главные партии в операх. В числе наиболее значит. партий лирич. Б. - Дон Жуан; Вольфрам («Тангейзер»), Валентин («Фауст»), Даланд («Летучий голландец»), Риголетто; Амонасро («Аида»), Болконский («Война и мир»), драматического - Евгений Онегин, Демон, Князь Игорь. Партия Б. нотируется в басовом или скрипичном ключе (этот ключ применяется главным образом для отдельных сольных партий). В старинных хоровых произведениях партия Б. записывалась в баритоновых ключах. 2) Струнный смычковый музыкальный инструмент из группы виол с резонансовыми струнами (итал. viola di bardone, baritono, англ. lira viol, нем. Baryton). Прообраз Б. - виола-бастарда. По размеру Б. близок к виолончели, по форме корпуса - к виоле да гамба (см. Виолы). Плоская нижняя дека чуть срезана в верхней половине; резонаторные отверстия (2 или 4) имеют форму змеек. Игровых струн 6-7, настраиваются они по-разному, чаще всего как у басовой (теноровой) виолы. Резонансовых струн от 9 до 28, чаще 14-18, настройка их обычно диатоническая (в большинстве случаев от Е). Располагаются они над верхней декой, частично под грифом. В связи с большим количеством струн шейка и головка очень широки. Исполнитель держал инструмент между икрами ног (как гамбу). Играли и на резонансовых струнах, защипывая их большим пальцем левой руки. Звучание инструмента современники определяли как привлекательное, приятное. Широкого распространения струнный смычковый Б. не получил. С сер. 18 в. приобрёл нек-рую популярность в Юж. Германии и Австрии. Большое количество произв. для Б. написал Й. Гайдн. Видные исполнители-баритонисты: Й. Вейгль, А. Лидль, В. Хаушка (друг Л. Бетховена). В конце 19 в. игру на Б. пытался возродить бельг. виолончелист Э. Жакобс. 3) Духовой мундштучный инструмент баритонового регистра (нем. Bariton, Euphonium, Tenortuba, TenorbaЯ, Baritonhorn, англ. euphonium, франц. basso а pistons, итал. eufonio, испан. bombardino). Появился в сер. 19 в. Обычно имеет овальную форму; мензура более широкая, чем у одинакового по строю тенорового инструмента, мундштук чашеобразный. Б. снабжён тремя вентилями; нередко к ним добавляется четвёртый, понижающий на чистую кварту. В СССР применяются Б. строя in В, диапазон по звучанию - Е (у инструментов с квартвентилем С) - b1 (d2). Звук Б. полный, мужественный, благородно-певучий, особенно в верхнем и среднем регистрах. В дух. оркестре Б. часто поручается мелодия - контрапунктирующая, (нередко исполняется в унисон с 1-м тенором) и главная. В аккомпанементе сочетание Б. и теноров даёт ровную слитную звучность. Естественно звучат у Б. арпеджированные фигуры. Нередко вместе с тубой-басом Б. исполняет басовую партию. В симф. оркестре применяется редко. Соло Б. - в балете Д. Д. Шостаковича «Золотой век», в оперетте Н. А. Тимофеева «Солдатская жёнка».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
БА..

БАДИНГС

БАДИРОВ

БАЙОРАС

БАКАЛОВ

БАКФАРК

БАКХАУЗ

БАЛАБАН

БАЛАМАН

БАЛАШОВ

БАЛЛАДА

БАЛЬСИС

БАНДОЛА

БАНДУРА

БАНЕВИЧ

БАНСУРИ

БАРАБАН

БАРАТОВ

БАРДИНА

БАРИСОН

БАРОККО

БАРРАКЕ

БАРСОВА

БАСАРАБ

БАСЕТЛЯ

БАССАНИ

БАТАШЁВ

БАТАШОВ

БАТУРИН

БАХАУЭР

БАХЧИЕВ

БАЦЕВИЧ

БАЦЦИНИ

БЕББИТТ

БЕБУТОВ

БЕЙЛИНА

БЕЛГРАД

БЕЛЛИНИ

БЕНАЦКИ

БЕНКЛЯН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>