ГАРБУЗОВ Николай Александрович [23 VI (5 VII) 1880, Москва - 3 V 1955, там же] - сов. муз. теоретик, учёный в обл. акустики. Доктор искусствоведения (1940). Окончил в 1906 Горный институт в Петербурге, в 1916 - Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества по классам композиции А. Н. Корещенко и А. Д. Кастальского. В 1911-21 преподавал в Моск. механико-технич. уч-ще курс неорганич. химии. С 1921 вёл исследовательскую работу в созданном при его непосредств. участии Гос. институте муз. науки (ГИМН, возглавлял вплоть до его ликвидации в 1931). Работал также в Гос. академии искусствознания (ГАИС, с 1931) и Науч.-исследовательском институте при Моск. консерватории (с 1932, в 1934-37 директор). В 1923-51 профессор по классу муз. акустики, в 1933-48 руководитель акустич. лаборатории Моск. консерватории. В 1944 принимал активное участие в организации Ин-та истории искусств АН СССР и возглавлял его муз. сектор. Учениками Г. являются мн. советский музыковеды и акустики (С. С. Скребков, А. В. Рабинович, С. Г. Корсунский и др.). Г. был видным представителем акустического направления в муз.-теоретич. науке. Его исследования утвердили понимание предмета муз. акустики как раздела совр. теории музыки. Осн. работы Г. близко соприкасаются с вопросами, затрагивающими природу гармонии и слухового восприятия. В разработанной им в 1920-30 теоретич. системе (т. н. теория многоосновности ладов и созвучий) доказывается акустич. основа явлений гармонии (призвуки, порождённые не одним, а несколькими исходными звуками, сливаются, образуя созвучия). В 1940-50 в серии опубликованных исследований Г. обосновал теорию зонной природы слухового восприятия (см. Зона). Согласно этой теории, восприятие высоты, громкости, тембра, динамики, темпа, ритмики, интонац. соотношений происходит в пределах известного количественного диапазона, на всём протяжении которого сохраняется данное качество звука. Г. занимался также вопросами рус. нар. многоголосия, науч. систематизацией и уточнением терминологии теории музыки. Ему принадлежат общая редакция и ряд глав в учебном пособии «Музыкальная акустика» (М.-Л., 1940, М., 1954). Соч.: Акустическая природа мажора и минора, в кн.: Сборник работ Комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925 (Труды ГИМН); Натуральные призвуки и их гармоническое значение, там же; Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 1, М., 1928 (нем. пер., 1929); Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2 (отд. 1: Процесс становления звуков как причина ладового движения, отд. 2: статьи С. С. Скребкова и С. Г. Корсунского), М., 1932; Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, в кн.: Сборник работ секции по музыкальной акустике, вып. 2, М., 1929 (Труды ГИМН); О многоголосии русской народной песни, М.-Л., 1939; Терминология по элементарной теории музыки, М.-Л., 1944; Древнерусское народное многоголосие, М.-Л., 1948; Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Зонная природа динамического слуха, М., 1955; Зонная природа тембрового слуха, М., 1956. |