МАЖОР (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый) - лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор): М. (как трезвучие, совпадающее с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно «мажорность») может пониматься в расширительном смысле - не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, отстоящего на большую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно ещё большой группе ладов: натуральным ионийскому, лидийскому, некоторым пентатонным (c-d-e-g-a), доминантовому и др. В нар. музыке родственные М. натуральные лады мажорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Мажорность издавна свойственна и части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Глареан в 1547 писал, что ионийский лад - самый употребительный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские». Один из наиболее ярких примеров раннего мажора - знаменитый англ. «Летний канон» (сер. 13 в.(?)]. «Вызревание» М. особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танц. музыки до сложных полифонич. жанров). Эпоха функционального М. (и минора) в собственном смысле наступает в европ. музыке с 17 в. Постепенно М. освобождался от интонационных формул старых ладов и с сер. 18 в. приобрёл свой классич. вид (опора на три гл. аккорда - Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. К кон. 19 в. М. отчасти эволюционировал в сторону обогащения недиатонич. элементами и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из основных звуковых систем. См. Наклонение. Ю. И. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МА..

ЛУДДУ

ЛУКАС

ЛУКИН

ЛУККА

ЛУНДУ

ЛУФЕР

ЛУШЭН

ЛЫСАК

ЛЬВОВ

ЛЬЮИС

ЛЮБАН

ЛЮЛЛИ

ЛЮССИ

ЛЮТЕР

ЛЮТНЯ

ЛЯАТС

ЛЯДОВ

ЛЯРОВ

ЛЯХОВ

МАЗАС

МАЗУН

МАЗУР

МАЙЕР

МАКАМ

МАКОМ

МАКФИ

МАЛЕР

МАНЕН

МАРЕШ

МАРИН

МАРИО

МАРИЧ

МАРКС

МАРТО

МАСКА

МАСКИ

МАССЕ

МАТЕЙ

МАТИС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>