МИНОР (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) - лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура минорного лада (a-moll, или ля минор): Основной звукоряд. (мелодическая модель ряда) Главные аккорды. Гармоническая модель гармонического минора М. (как трезвучие, не совпадающее полностью с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, строящийся на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно «минорность») может пониматься и в расширительном смысле - не как лад определ. структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, расположенного на малую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество минорности свойственно большой группе ладов: натуральным эолийскому, фригийскому, дорийскому, некоторым пентатонным (a-c-d-e-g) и др. В нар. музыке родственные М. натуральные лады минорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Минорность издавна свойственна также значит. части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Однако лишь в сер. 16 в. прототипы М. - эолийский лад вместе со своей плагальной разновидностью - были узаконены в европ. муз. теории (в трактате Глареана «Dodekachordon», 1547) в качестве IX и X церк. тонов. 16 век - время вытеснения старых ладов мажором и М. (во всех жанрах от бытовой танц. музыки до высокой полифонии). Эпоха функционального мажора и М. охватывает в европ. музыке 17-19 вв. Процесс освобождения от интонац. формул старых ладов был для М. более сложен, чем для мажора. И даже в классико-романтич. период (с сер. 18 до кон. 19 вв.), когда М. по образцу мажора приобрёл свой классич. вид (опора на три главных аккорда - Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность некоторых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) - остаток прежнего богатства ренессансной ладовости. К кон. 19 в. М. (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонич. элементов и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из многочисл. звуковых систем. См. Наклонение. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МИ..

МАСКА

МАСКИ

МАССЕ

МАТЕЙ

МАТИС

МАТЬЁ

МАТЮК

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕНСА

МЕССА

МЕШКО

МЕЮЛЬ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНСК

МИРЕК

МИХАЙ

МИХНО

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛИК

МОМОТ

МОНТЁ

МОРЛИ

МОРОИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУЗЕЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>