ТАШКЕНТ - столица Узб. ССР (с 1930), один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров СССР. 1800 тыс. жит. (на 1 янв. 1979). В 1-е века н. э. Т. (Чачкент) был главным городом согдийской области Чач. В 10 в. Т. (Бинкент) - крупный торгово-ремесл. центр; в кон. 10 - нач. 13 вв. - удел в государстве Караханидов, получивший назв. Ташкент. В быту горожан были распространены нар. песни (обрядовые, колыбельные, лирич., сатирич.), касыды (оды), макомы, инстр. музыка, существовали муз.-артистич. цехи со своими рисола (уставами). Представления кукольного театра, канатоходцев (дорвоз), нар. комиков-острословов (кизыкчи) всегда сопровождались пением и инстр. музыкой (в исполнении ансамблей в составе сурная, карная, нагоры или дойры). В 14 в., в период правления Тимуридов, при дворе содержался целый штат музыкантов, в т. ч. из др. стран. В 16-18 вв. Т. стал объектом борьбы между разл. ханствами, что ослабило муз. развитие города. Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Ср. Азии к России, Т. становится крупным адм., торговым и культурным центром Ср. Азии. Муз. жизнь города интенсивно развивается как в среде коренного местного, так и рус. населения. Наряду с нар. и проф. музыкой устной традиции, муз.-театр. представлениями, широко популярными были инстр. ансамбли (в составе - гиджак, дутар, танбур, чанг, най, сурнай, дойра). Своеобразным центром культивирования музыки в Т. стали чайханы (чайные), где выступали известные музыканты (певцы и инструменталисты), носители традиций узб. музыки, в т. ч. Мулла Туйчи Ташмухамедов, Шорахим Шоумаров и др. В новой (русской) части города значит. распространение получило домашнее музицирование, устраивались благотворит. концерты с участием местных (русских) любителей музыки; их силами ставились популярные оперы и оперетты. Устраивались камерные концерты (фп., скрипка, виолончель, флейта), создавались оркестры, хоры. Первый любительский муз. кружок возник в Т. в доме врача А. И. Никитинова (1870). Муз. общество, организованное в Т. в 1884, имело симф. оркестр и хор. С 1898 существовал также хор. кружок «Лира». В уч. заведениях (в гимназии, реальном уч-ще и Учительской семинарии) создавались оркестры, хоры. Благодаря деятельности таких одарённых музыкантов, как А. Ф. Эйхгорн, В. В. Лейсек, В. И. Михалек (первоначально занимали должности воен. капельмейстеров) и др., заметную роль в распространении рус. и зап.-европ. муз. классики в Т. играли дух. оркестры. Записи Эйхгорна положили начало изучению узб. нар. музыки, Лейсек провёл первые опыты её гармонизации («Азиатское попурри» и др.). С кон. 19 в. в Т. выступали разл. муз.-театр. труппы - франц. опереточная труппа Лассаля (1891), итал. оперная (1907, 1910), Тифлисская опера (1894, 1897), Укр. муз.-драм. труппа (1895, 1899), труппы рус. антрепренёров (1909, 1912, 1913), тат. труппы «Hyp» и «Сайёр» (1911), азерб. труппы (1911; в 1916 - труппа У. Гаджибекова), передвижная рус. опера Ю. X. Южина (1915). В нач. 20 в. в Т. появляются местные конц. организации. В 1904 создан кружок любителей симф. и камерной музыки, члены которого устраивали муз. вечера, в 1906 - Муз.-драм. общество. В 1913 осн. Филармонич. общество, в его концертах принимали участие дирижёры В. И. Михалек, Э. Я. Мелнгайлис. Местная рус. молодёжь организовывала балалаечные и духовые оркестры. Концерты, как правило, проходили в частных домах, в залах Военного и Обществ. собрания, в театре «Колизей» и Летнем театре. Наряду с муз.-драм., опереточными и оперными труппами в этот период выступали отд. музыканты-исполнители, в т. ч. гастролёры - скрипач К. М. Думчев, пианистка Я. Залесская (1903), флейтист А. Тершак, певица А. Фострем (1902) и др. В 1890 при Муз. обществе открылись муз. классы под рук. Лейсека. В 1896 начали работать муз. курсы Михалека, в нач. 1900-х гг. - муз.-педагогич. курсы под рук. Мелнгайлиса. С установлением Сов. власти открылись широкие возможности для всестороннего развития нац. муз. жизни в городе. Т. становится центром культуры и искусства Туркестана; уже в первые годы Сов. власти проводятся концерты-митинги, «нар. концерты», концерты- лекции, устраиваются концерты симф. музыки, выступления дух. оркестров; возникают новые формы выступлений - этнографич. концерты (вечера вост. музыки); развивается самодеятельность. В этот период зарождается узб. конц. исполнительство, формируются постоянно действующие узб. и рус. муз.-драм. труппы. В 1918 в Т. открыт Рус. оперный театр (с 1929 - Гос. театр оперы и балета им. Я. М. Свердлова), на сцене которого ставились не только произв. рус. и зап.-европ. оперной классики, но и ранние оперы советский композиторов («Орлиный бунт» Пащенко, «Прорыв» Потоцкого, «В плену у яблонь» Чишко). Здесь гастролировали Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, П. И. Цесевич (все в 1922), А. В. Нежданова (1924) и др. Рус. оперный театр сыграл важную роль в формировании Узб. муз. театра, созданного в 1929 в Самарканде (в 1931 переведён в Т.) на базе Узб. гос. концертно-этнографич. ансамбля (осн. в 1926 под рук. М. Кари-Якубова). Этот театр пост. оперы «Ёр-Таргын» Брусиловского и «Нэргиз» М. Магомаева. Поставленные в 1939 и 1940 первые узб. оперы - «Буран» Ашрафи и Василенко и «Лейли и Меджнун» Глиэра и Т. Садыкова положили начало созданию нац. оперного искусства (см. Узбекский театр оперы и балета). С 1939 в Т. работает Т-р муз. драмы и комедии им. Мукими (в 1973 переименован в Узб. муз. театр им. Мукими), с 1971 - Рус. театр оперетты. Т. - город интенсивной конц. жизни, центр сосредоточения многочисл. муз. коллективов. Основанная в 1936 Узб. филармония им. М. Кари-Якубова объединяет наиболее крупные исполнительские силы. В её составе - Симф. оркестр Узб. ССР (1938, рук. З. Хакна-заров), Оркестр нар. инструментов им. Т. Джалилова (1938; первоначально наз. нотным, был в составе концертно-этнографич. ансамбля), струн. квартет (1952), хор. капелла (1952), ансамбли песни и танца «Шодлик» (1936), «Гузал» (1972), хорезмский ансамбль «Лязги» (1958), ансамбль нар. танца «Бахор» (осн. в 1957; до 1978 рук. М. Тургунбаева), эстр. оркестр (1966). В филармонич. концертах выступали гастролёры - пианисты А. Б. Гольденвейзер, Э. Г. Гилельс, Л. Н. Оборин, виолончелист Д. Б. Шафран, певицы К. Г. Держинская, И. К. Архипова и др. Симф. оркестром Узб. ССР дирижировали В. В. Небольсин, Н. Г. Рахлин, К. Н. Илиев (Болгария) и др. При Узб. радиокомитете имеются Оркестр нар. инструментов (1957, на основе Ансамбля нар. инструментов, организованного в 1926), Ансамбль макомистов (1959), хор (1960), эстр.-симф. оркестр (1964), Уйгурский ансамбль песни и танца (1967), камерный оркестр (1974). В 1966 в Т. на основе Узб. госэстрады (1938) создано гастрольно-конц. объединение Узбекконцерт, куда входят: Ташкентский мюзик-холл (1970; осн. на базе узб. эстр. оркестра, который существовал с 1958), Тат. эстр. ансамбль «Хайтарма» (1957), Корейский эстр. ансамбль «Каягин» (1965), вок.-инстр. ансамбли «Ялла» (1972) и «Синтез» (1974, с 1975 под назв. «Наво»). В Т. работает большинство муз.-учебных заведений Узбекистана, В 1934 открылась Высшая муз. школа, к-рая в 1936 была реорганизована в Ташкентскую консерваторию (с 1976 - им. М. Ашрафи); в 1936-38 по направлению Моск. консерватории здесь работали В. А. Цуккерман, Л. В. Данилевич, Ю. А. Фортунатов, И. И. Мартынов. В годы Великой Отечеств. войны 1941-1945 находившаяся в Т. большая группа рус. музыкантов, в т. ч. М. О. Штейнберг, С. Н. Василенко, Б. А. Арапов, Ю. Н. Тюлин, X. С. Кушнарёв и др., во многом способствовала развитию конц. и лекторско-музыковедческой деятельности в городе. Муз.-образоват. работа в Т. ведётся на спец. ф-тах Ин-та культуры (осн. в 1973), на муз. ф-те Педагогич. института им. Низами. В Т. работают: Муз. уч-ще им. Хамзы (1924), Муз.-педагогич. уч-ще им. Ю. Раджаби (дошкольное; 1968), Детская муз. школа-интернат им. Р. М. Глиэра (1925), Центр. муз. школа-интернат им. В. А. Успенского при консерватории (1939), школа-интернат муз. воспитанников и муз.-художеств. школа-интернат, а также более 27 муз. школ-семилеток. Центрами изучения узб. муз. наследия и проблем развития совр. музыки Узбекистана являются Отдел музыки Ин-та искусствознания им. Хамзы (осн. в 1928 в Самарканде как Ин-т музыки и хореографии; переведён в 1932 в Т., с 1933 - совр. назв.) и кафедры истории, теории музыки и вост. музыки (1972) Ташкентской консерватории. Проблемами реконструкции муз. инструментов занимается Экспериментальная лаборатория (создана в 1943 при Ин-те искусствознания, ныне при консерватории). В Т. проходят гастроли ведущих коллективов СССР и заруб. стран, Декады сов. республик, фестивали (в 1964 - «Ташкентская весна», в 1965 - «Мелодии долины роз»). Многие коллективы Т. гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом. Высокого уровня и массового размаха достигла муз. самодеятельность Т. Симф. оркестры, оперные студии, хоры, оркестры узб. и рус. нар. инструментов, разл. инстр. ансамбли, эстр. коллективы и традиц. нац. ансамбли создаются при содействии респ. Дома нар. творчества (осн. в 1937). При гор. Доме культуры функционирует Народная филармония. Традиционными стали телевизионные конкурсы самодеят. муз. коллективов «Мархабо, талантлар» («Пожалуйте, таланты») и «Чашма» («Родник»), респ. смотры и олимпиады.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

СТРЕТТА

СТУПЕНЬ

СУИТНЕР

СУРДИНА

СУРЖИНА

СУТЯГИН

СЫБЫЗГЫ

СЯМИСЭН

ТАБАКОВ

ТАВАРИС

ТАДЖИЕВ

ТАМАНЬО

ТАМБЕРГ

ТАМПЕРЕ

ТАНСМАН

ТАРАНОВ

ТАРДЖАН

ТАРЕЛКИ

ТАРТИНИ

ТБИЛИСИ

ТЕГЕРАН

ТЕДЕСКА

ТЕДЕСКО

ТЕЛЕМАН

ТЕМЯНКА

ТЕРЁХИН

ТИББЕТТ

ТИЛИНКА

ТИЛЬМАН

ТИЛЬЯРД

ТИМОХИН

ТИМОШИН

ТИППЕТТ

ТИТТЕЛЬ

ТИХАЧЕК

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТОККАТА

ТОЛПЫГО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>