ТЕМБР (франц. timbre, англ. timbre, нем. Кlangfarbe) - окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по которому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Т. определяется материалом, из которого изготовлен источник звука - вибратор муз. инструмента, и его формой (струны, стержни, пластинки и пр.), а также резонатором (деки рояля, скрипки, раструб трубы и т. п.); на Т. влияет акустика помещения - частотные характеристики поглощающих, отражающих поверхностей, реверберация и др. Т. характеризуется количеством обертонов в составе звука, их соотношением по высоте, громкости, шумовыми призвуками, начальным моментом возникновения звука - атакой (резкой, плавной, мягкой), формантами - областями усиленных частичных тонов в спектре звука, вибрато и др. факторами. Т. зависит также от суммарной громкости звука, от регистра - высокого или низкого, от биений между звуками. Слушатель характеризует Т. гл. обр. с помощью ассоциативных представлений - сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от разл. предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие). Т. сильно влияет на звуковысотную интонац. определённость звука (звуки низкого регистра с малым количеством обертонов в отношении высоты часто представляются расплывчатыми), на способность звука распространяться в помещении (влияние формант), на разборчивость гласных и согласных в вокальном исполнении. Научно обоснованная типология Т. муз. звуков ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу, т. е. при восприятии звуков одному и тому же типичному Т., напр. Т. скрипки, соответствует целая группа незначительно отличающихся по составу звуков (см. Зона). Т. - важное средство муз. выразительности. При помощи Т. можно выделить тот или иной компонент муз. целого - мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга - усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произв.; композиторы используют сочетания Т. (тембровая гармония), смены, движение, развитие Т. (тембровая драматургия). Продолжаются поиски новых Т., их сочетаний (в оргбне, оркестре), создаются электромузыкальные инструменты, а также синтезаторы звуков, позволяющие получать новые Т. Особым направлением в использовании Т. стала сонористика. Феномен натурального звукоряда как одно из физико-акустич. оснований Т. оказал сильное влияние на развитие гармонии как средства муз. выразительности; в свою очередь, в 20 в. заметна тенденция средствами гармонии усиливать тембровую сторону звучания (разл. параллелизмы, напр., мажорными трезвучиями, пласты фактуры, кластеры, моделирование звучания колоколов и т. п.). Теория музыки с целью объяснения ряда особенностей организации муз. языка неоднократно обращалась к Т. С Т. в той или иной мере связаны поиски муз. строев (Пифагор, Д. Царлино, А. Веркмейстер и др.), объяснения ладово-гармонической и ладофункциональной системы музыки (Ж. Ф. Рамо, X. Риман, Ф. Геварт, Г. Л. Катуар, П. Хиндемит и др. исследователи).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТЕ..

СТОИН

СТОПА

СТРОЙ

СУРМА

СУРНА

СЮИТА

ТАБЛА

ТАГОР

ТАЙЕР

ТАЛЕШ

ТАЛИХ

ТАМУР

ТАНГО

ТАНЕЦ

ТАПЁР

ТАРАФ

ТАРТУ

ТВИСТ

ТЕЙЕР

ТЕНОР

ТИБИЯ

ТИТОВ

ТОКИО

ТОМБО

ТОНУС

ТОРКИ

ТОСАР

ТОСТИ

ТОЧКА

ТРАНЕ

ТРЕЛЬ

ТРОПЫ

ТРУБА

ТУБИН

ТУМЫР

ТУОНГ

ТУТЕК

ТУЧЧИ

ТЫЛИК

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>