ЭНАРМОНИКА, энармонический род, энармон, энгармоника, энгармонический род [греч. enarmonion (genos), enarmonion, от enarmonios - эн(г)армонический, букв. - согласный, созвучный, стройный] - наименование одного из родов (типов интервальных структур) др.-греч. музыки, характеризующегося применением пары мельчайших интервалов, в сумме равных полутону. Осн. (аристоксеновский) вид Э.: (У Архита, Эратосфена, Дидима, Птолемея указаны др. величины.) Для мелодии энармонич. рода характерно мелизматич. опевание опорного тона прилегающими к нему микротонами (сходно с античной хромой, см. Хроматизм), типичен утончённый, изнеженный выразит. характер («этос»). Специфич. интервал Э. - четвертитон (греч. diesis - энармонич. дийса). Энармонич. пикн (pyknon, букв. - скученно, часто) - участок тетрахорда, где помещаются два интервала, сумма которых меньше величины третьего. Сохранившийся; образец Э. см. в ст. Мелодия (колонка 519, 1-й стасим из «Ореста» Еврипида, 3-2 вв. до н. э.). В эпоху средневековья и раннего Возрождения Э. в муз. практике не использовалась (впрочем, известен случай упоминания Э. в кодексе Монпелье, 11 в.; см. Gmelch J., 1911), но по традиции фигурировала во многих муз.-теоретич. трактатах. У Н. Вичентино (16 в.) встречаются образцы одноголосия с Э. (см. пример в колонке 218) и 4-голосия (передано в нотации 20 в.; означает повышение на 1/4 тона): Н. Вичентино. Мадригал «Ma donna il росо dolce» из книги «L'antica musica» (Roma, 1555). M. Мерсенн (17 в.), объединив тоны всех трёх древних родов, получил полную 24-ступенную четвертитоновую гамму (см. Четвертитоновая система): М. Мерсенн. Из кн. «Harmonie universelle» (Paris, 1976, [т. 2], кн. 3, с. 171). |