ЧЕТВЕРТИТОНОВАЯ СИСТЕМА, четвертитоновая музыка (нем. Vierteltonmusik, англ. quarter-tone music, франц. musique en quarts de ton, итал. musica a quarti di tono), - наиболее распространённый вид микрохроматики, звуковая (интервальная) система, гамма которой состоит из звуков, расположенных по четвертитонам. Октава в Ч. с. включает 24 звукоступени (по определению М. В. Матюшина, «Система удвоенного хроматизма»). К специфич. интервалам Ч. с., помимо простых четвертитонов, относятся производные (составные) микроинтервалы - 3/4 тона, 5/4 тона, 7/4 тона и т. д. При нотировании микротонов Ч. с. используются специальные знаки (см. таблицу). Встречаются также особые ключи: («высокий ключ») - исполнение одного из разделов пьесы на 1/4 тона выше, («низкий ключ») - 1/4 тона ниже. Наиболее распространённые типы трактовки Ч. с.: мелизматическая (микротоны как мелодич. украшение, опевание осн. устоев), ступенная (микротоны как самостоятельные и равноправные ступени системы), сонорная (микротоны как часть темброзвуковых комплексов, используемых в качестве самостоят. мелких единств; см. Соноризм). Элементы Ч. с. первоначально развились в муз. практике и были осознаны теоретически ещё в древности в качестве микроинтервалов энармонич. рода (см. Энармоника). Четвертитоны трактовались в мелодии преим. мелизматически. (Образец др.-греч. «энбрмона» см. в ст. Мелодия, колонка 519.) Интервалы Ч. с. применяются в традиционной музыке ряда вост. народов (арабов, турок, иранцев). В эпоху средневековья элементы Ч. с. изредка встречаются как отголосок антич. энармоники. Попытки перенесения греч. ладов (и родов) в совр. практику привели некоторых музыкантов 16-17 вв. к использованию четвертитонов (в мелизматич. трактовке, см. таблицу, а также в ступенной, см. пример в колонке 524). Канун 20 в. ознаменовался новой волной интереса к Ч. с. и к микрохроматике вообще (в числе первых - опыты А. Й. Грусса). В 1892 вышла книга Г. А. Беренс-Зенегальдена о Ч. с. (трактуемой уже в новейшем смысле, как 24-ступенная система), в которой предлагался и соответствующий инструмент («achromatisches Кlavier»), в 1898 Дж. Фулдсом был сочинён четвертитоновый струнный квартет. В 1900-1910-е гг. к Ч. с. обратились композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, И. А. Вышнеградский, Ч. Айвс и др. Особенно последовательно разрабатывал Ч. с. чеш. композитор и теоретик А. Хаба. В это же время появились первые работы о Ч. с. в России (М. В. Матюшин, А. С. Лурье). В 20-е гг. 20 в. Ч. с. изучалась и творчески осваивалась советский композиторами и теоретиками (соч. Г. М. Римского-Корсакова, А. А. Кенеля, Н. А. Малаховского; теоретич. работы Г. М. Римского-Корсакова, В. М. Беляева, А. М. Авраамова и др.). Разнообразное применение Ч. с. получила после 2-й мировой войны 1939-45: в рамках совр. хроматич. тональности (12 полутонов образуют своего рода «диатонику» в отношении к четвертитонам), в т. н. свободной атональности, в связи с серийностью, в особенности при сонорной трактовке ресурсов Ч. с. К ней обращались П. Булез, М. Кагель, С. Буссотти, А. Циммерман, ряд советских композиторов. Образец Ч. с. (сонорно окрашенное звучание струнных инструментов с выразительным эффектом нежных вздохов): Э. В. Денисов. Трио для скрипки, виолончели и фп., 1-я часть, такты 28-29. |