ADAGIO (адажио, правильнее ададжо, итал., букв. - тихо, спокойно, медленно) - 1) Термин, первоначально означавший (согласно Й. Й. Кванцу, 1752) «с нежностью». Как и др. подобные обозначения, проставлялся в начале муз. произв. для указания господствующего в нём аффекта, настроения (см. Аффектов теория). С термином «А.» связывалось также представление об определённом темпе. В 17 в.в Италии его применяли и для обозначения замедления первоначального темпа. В 19 в.термин «А.» постепенно утрачивает прежнее значение и становится в первую очередь обозначением темпа - более медленного, чем andante, но несколько более подвижного, чем largo, lento и grave. Нередко применяется в соединении с дополняющими словами, напр. Adagio assai, Adagio cantabile и т.п. 2) Название произв. или части циклич. формы, написанной в характере А. У венских классиков и у романтиков А. служило для выражения лирич. переживаний, сосредоточенных состояний, размышлений. В классич. А. встречаются речитативы импровизационного характера и свободно варьированные мелодии типа колоратур. Иногда в характере А. пишутся вступления классич. симфоний (напр., симфоний D-dur, No 104 Гайдна, Es-dur, No 39 Моцарта, NoNo 1, 2, 4 Бетховена и др.). Типичные примеры А. - медленные части симфоний Бетховена (NoNo 4, 9), его фп. сонат (NoNo 5, 11, 16, 29), 3-й симфонии Мендельсона, 2-й симфонии Шумана, квартета Барбера. 3) Медленный сольный или дуэтный танец в классич. балете. По значению и месту в балетном спектакле соответствует арии или дуэту в опере. Нередко входит в более развёрнутую танц. форму - гран па, па д'аксьон, па-де-дё, па-де-труа и др. 4) Часть урока классич. танца, включающая медленные упражнения, служащие гл. обр. для приобретения устойчивости. |