АНГЛИЙСКАЯ МУЗЫКА. Истоки А. м. восходят к муз. культуре кельтских племён, населявших Британские острова с 4 в. Сохранились образцы древней устной нар.-песенной традиции, носителями которой были барды - певцы, исполнители и создатели эпич. и героич. песен. Сохранившиеся изобразительные, лит. и фольклорные источники свидетельствуют, что музыка с давних времён занимала важное место в быту и обществ. жизни англ. народа. В среде крестьян, ремесленников, моряков, воинов издавна бытовали разнообразные по жанрам песни: трудовые, связанные с земледельч. работами, охотничьи, рыбацкие, овеянные романтикой морские песни, а также песни лирич., любовные, шуточные, юмористические. К древнейшим жанрам относятся «кэролс» - первоначально унисонные религ. хор. гимны, содержание которых приняло со временем более светский характер. Большую группу в англ. фольклоре составляют «песни-баллады» эпич.характера, воспевающие подвиги нац. героев, борьбу народа против феодального гнёта. В период крестьянского восстания, возглавлявшегося Уотом Тайлером (1381), возникли вольнолюбивые песни, звавшие народ к сопротивлению феодалам и корол. наёмникам. Мн. лирич. баллады посвящены нар. герою, другу бедняков Робину Гуду. Народная А. м. питалась из мн. источников. Наряду с англичанами создавали своё муз. искусство шотландцы, ирландцы, валлийцы. При нац. своеобразии муз. языка в песнях и танцах народов, населяющих Брит. острова, сохраняются общие черты, проявляющиеся в ладово-интонац. и ритмич. строении мелодики. Для интонац. строя нар. А. м. характерно использование гл. обр. ионийского, дорийского и миксолидийского ладов. В древнем англ. муз. фольклоре преобладают песни, построенные на пентатонных ладах; нередко присутствуют элементы многоголосия. Как правило, А. м. (особенно танц. мелодии) подчинена чёткому метрич. строению. Используются гл. обр. простые размеры: 4/4, 6/8, 3/4; сложные - 5/4, 7/8 - встречаются относительно редко. В народе распространена инстр. музыка, возникшая из пастушьих наигрышей, охотничьих сигналов, но гл. её источником явились танцы и шествия. Среди популярных нар. танцев - жига, контрданс, хорнпайп. Они сопровождались игрой на свирели (пайп), флейте (рекордер), примитивной скрипке, барабане (тейбор) и др. С принятием в 6 в. христианства получает развитие церк. музыка. На протяжении мн. веков с ней связано становление в Англии проф. муз. искусства. Сохранились барельефы с изображением ангелов и монахов, поющих и играющих на разл. муз. инструментах (примитивных арфах, лирах, цитрах, свирелях). Церк. ритуал раннего средневековья, складывавшийся под влиянием католич. Рима и строго регламентировавший формы муз. обихода, допускал лишь унисонное пение без регулярного метра - т.н. плейнсонг (plainsong). Эта традиция была введена в нач. 6 в. первым архиепископом Кентерберийского монастыря Августином, прибывшим в Англию из Рима. В 9 в. англо-саксонский учёный А. Алкуин (по прозванию Флакк) изложил в муз.-теоретич. фрагменте теорию 8 церк. ладов. С 10 в. унисонный распев григорианского пения обогащается приёмами двухголосия с преобладанием параллельного квартово- квинтового движения голосов. Развивается хор. полифония. О характере ср.-век. хор. многоголосия дают представление невменные записи (см. Невмы), наиболее ранние из которых относятся к 11 в. Более поздние данные позволяют сделать вывод об интонац.-ладовой природе англ. культовой музыки. В её основе лежали древние церк. лады, гл. обр. ионийский, миксолидийский и эолийский. В хор. многоголосии наряду с параллельным движением голосов в квартово-квинтовом соотношении получают распространение и более свободные формы сочетания вок. партий - гимель, фобурдон, допускающие параллельное движение терциями и секстами (особенно в каденциях), перекрещивание голосов, мелодич. орнаменты. Судя по рукоп. источникам, хранящимся в Уинчестерском соборе, в нач. 12 в. в католич. литургии встречаются 3- и 4-голосные песнопения, с применением имитац. и гармонич. средств, отличающиеся от плейнсонга метрич. упорядоченностью мелодич. движения. С завоеванием Англии нормандцами усиливается процесс феодализации страны. Возрастает влияние нормандской (франц.) культуры, проявившееся в архитектуре, литературе и музыке. В 11-12 вв. строятся феод. замки, соборы, получает развитие литургич. музыка. Одновременно в А. м. проникают новые формы нар. муз. творчества, в частности искусство менестрелей. Эти странствующие музыканты были не только исполнителями популярных в народе песен и баллад эпич., романтич. и сатирич. содержания, но часто и их авторами. Созданные ими произв. передавались в устной традиции. Менестрели способствовали распространению игры па инструментах (арфе, лире, лютне, примитивной скрипке, волынке, трубе, разл. видах дерев. духовых, ударных), а также их усовершенствованию. Находясь на службе у крупных феодалов, они участвовали в исполнении нар. религ. мистерий, разыгрывали сцены из евангельских сказаний. Англиканская церковь запрещала игру на муз. инструментах и жестоко преследовала менестрелей. Менестрели же высмеивали священников и монахов, некоторые церк. установления. В трактате епископа Солсберийского (1303), направленном против нар. музыкантов, говорится о прямой угрозе, к-рую могли представлять менестрели для прочности устоев церкви и гос-ва. Однако, как свидетельствуют историки, были исключения. Так, Шернборнский епископ Олдем для привлечения молящихся сам играл на «языческой» арфе, а епископ Данстан для той же цели сконструировал эолову арфу и поместил её в стене собора. Постепенно, на протяжении 12-13 вв., отношение церк. властей к инстр. музыке меняется. По мере укрепления феод. строя, возникновения новых ремёсел и развития гор. жизни в нар. быту начинают распространяться разл. формы свободного вок.-инстр. музицирования. Проявляется терпимость к светской музыке и её носителям - бардам, менестрелям. Вопреки суровым папским и епископальным эдиктам, церковь была вынуждена допустить инстр. музыку в культовый обиход. В литургию вводится игра на органе. Одним из первых больших органов (из 400 труб), построенных в 10 в., был инструмент, установленный в Уинчестерском соборе. В Британском музее хранятся записи двух орг. пьес, принадлежащих анонимному автору 13 в. Наряду с органом в церк. музыке начинают применяться струнные (арфа, псалтериум, дульцимер) и духовые (трубы, флейты) инструменты. По мере ослабления суровой церковной опеки широкое развитие получают все виды народного творчества и прежде всего поэзия. Носителями светской художественной культуры нередко являлось духовенство, представлявшее в ту пору наиболее образованные слои населения. Значительно развивается поэзия героич. и лирич. содержания, зарождаются первоначальные формы нар. театра. Становление нац. культуры происходило в процессе борьбы с профранцузскими вкусами нормандской знати, насаждавшей в завоёванной стране франц. яз. и литературу. Вместе с тем расширение культурных связей между Англией и Францией усилило взаимовлияние муз. культур обеих стран. В Вустерском соборе, Лосминстерском монастыре и др. сохранились муз. рукописи 13 - нач. 14 вв., содержащие произв., заимствованные из муз. обихода парижского собора Нотр-Дам. Превосходный образец хор. полифонии средневековья - знаменитый 6-голосный «Летний канон» («Summer is icumen in»), наиболее ранний (ок. 1280) из дошедших до нас образцов нар. многоголосия; он свидетельствует о высокой профессиональности неизвестного мастера. В этой пьесе лирико-пасторального характера, по мнению англ. историков музыки, прослеживается влияние франц. полифонистов. В 13 в. получает развитие и полифонич. форма мотета, обычно в виде 3-голосного хорала, в котором гл. партию ведёт средний голос (тенор). Невменная запись уступает место мензуральной нотации. Начало нового движения в обществ. и культурной жизни Англии, ознаменованное антифеод. восстаниями и волной еретических религ. учений, охвативших страну в 14 в., нашло отражение во всех видах нар. творчества и в литературе. В произв. провозвестника раннего англ. Возрождения выдающегося писателя и поэта Дж. Чосера содержатся упоминания о совр. ему музыке, музыкантах, муз. инструментах. С эпохой Возрождения связан процесс профессионализации музыкантов, легализации их гражданских прав. В 1469 в Лондоне была основана гильдия менестрелей, пользовавшаяся поддержкой гор. властей. При корол. дворе организуются вок. и инстр. капеллы. Муз. творчество перестаёт быть анонимным. Формируется школа проф. композиторов, учёных-полифонистов, опирающихся в своём творчестве на опыт нар. многоголосия и европ. мастеров контрапункта. А. м. обогащается многообразием ритмики, муз. форм, преодолевающих ограниченность стиля cantus firmus. Выдвигается значит. композитор, один из первых англ. мастеров полифонии Дж. Данстейбл, известный и за пределами Англии (ого сочинения имелись в б-ках Рима, Болоньи, Модены). По немногим сохранившимся произв. Данстейбла можно судить о богатстве фантазии и высоком контрапунктич. мастерстве композитора. Его творчество - пример смелого развития выразительного мелодич. стиля, полнозвучной полифонии, контрастных форм с применением вариац. разработки муз. материала. Творчество Данстейбла ценили современники; он работал во время царствования Генриха VI (1422-61), который не только покровительствовал муз. искусству, но и сам сочинял духовную музыку. При его дворе работали композиторы Л. Пауэр и Г. Абингдон, с 1455 возглавлявший корол. капеллу. Следуя примеру корол. двора, знатные феодалы создавали свои инстр.-вок. капеллы, привлекая нередко композиторов и исполнителей из Италии, Франции и Нидерландов. С ростом нац. самосознания возникает интерес к нар. творчеству, нац. литературе, что способствует постепенному ослаблению франц. влияния. Укрепляются творч. позиции английский композиторов, завоёвывающих симпатии средних слоев обращением к нац. традиции, разработкой в проф. музыке фольклорных мотивов. Вокальная лирика обращается к живым образам и характерам людей, воспевается свободная человеческая личность, радость жизни. Важное место в быту горожан начинает занимать инстр. музыка, развиваются новые инстр. жанры, церковные лады уступают место мажоро-минорной системе, формируется гомофонно-гармонич. склад письма. Одновременно продолжается развитие полифонич. искусства, обогащающегося новыми поэтич. образами, более сочными и в то же время утончёнными средствами муз. выражения. Выдающийся муз. памятник этой эпохи - рукоп. собрание вок. произв. английский композиторов 15 в., т.н. «Рукопись старинного замка» («Old hall manuscript»), в которое вошли и сочинения Данстейбла. Хотя не все пьесы этого сборника свободны от влияний франц. стиля мотетного письма, он знаменовал значит. достижения А. м., к-рая начала находить признание за рубежом. Это отметили франц., нем. и итал. муз. теоретики того времени. В частности, Й. Тинкторис связывает с именем Данстейбла возникновение ars nova, эстетические и этические принципы которого основаны на гуманистич. идеалах искусства Возрождения. Эпоха Реформации (16 в.) положила конец светскому владычеству католич. церкви. Мн. монастыри были упразднены, церк. земли и имущество конфискованы в пользу двора, нового дворянства и буржуазии. Складывающиеся новые условия жизни, нравы и обычаи нашли отражение в гор. муз. фольклоре (песни ткачей, прядильщиков, уличных торговцев и др.), а также во всех видах светского музицирования, в литературе и театре. В салонах буржуазии и дворянства появляются клавишные инструменты - малый орган (портатив), вёрджинел, клавесин. В Оксфордском и Кембриджском университетах закладываются основы теоретич. музыковедения. Высокий уровень развития англ. муз. жизни и муз. образования привлекает в Лондон учащихся с европ. континента. В свою очередь, некоторые англ. музыканты совершенствуют своё образование во Франции, Италии, Германии. На ранней стадии Реформации англиканская церковь ещё не выработала чётких норм литургич. применения музыки, как это было в Германии, где М. Лютер и его последователи создавали гимны и псалмы на нем. тексты для хор. исполнения прихожанами. В Англии после Реформации культовая музыка ещё долгое время исполнялась проф. хорами, в которых партии дисканта пели специально обученные мальчики, а остальные партии - мужчины. Лишь в 1549 издан первый сб. одноголосных псалмов на англ. яз., составленный Дж. Мербеком; в 1552 - второй сб. (им до сих пор пользуются в муз. обиходе англиканской церкви). Среди англ. композиторов 16 в. за пределами страны получили известность К. Тай, Дж. Тавернер, Т. Таллис («три больших Т», как их называют англ. историки музыки) и У. Бёрд. Развивая достижения своих предшественников, они стремились к расширению выразит. средств, широко использовали сложную имитационную технику, смелые динамич. контрасты, элементы хроматизма. В церк. музыке появляются крупные формы - месса, магнификат, развитые антифонные произв. Характерный муз. памятник этого периода - высоко ценимая в Англии месса Тавернера «Западный ветер» (по названию использованной в ней мелодии народной песни). Общий расцвет культуры и искусства англ. Возрождения, начавшийся в годы царствования королевы Елизаветы (1558-1603), в музыке проявился в меньшей степени, чем в театре, выдвинувшем таких мастеров, как К. Марло, У. Шекспир и Б. Джонсон. Крупнейший композитор «золотого века Елизаветы» - У. Бёрд, пользовавшийся неизменным покровительством двора, несмотря на свою приверженность католицизму; однако он сочинял культовую музыку и для англиканской церкви. В многогранном творчестве Бёрда, ярко проявившего себя и в духовной, и в светской музыке, с наибольшей полнотой отразились новые тенденции искусства Возрождения - отказ от сурового аскетизма средневековья, утверждение культа красоты и наслаждения. В предисловии к тетради «Псалмов, сонетов и печальных и благочестивых песен» («Psalmes, sonets and songs of sadnes and pietie», 1588) Бёрд выражает пожелание, чтобы его музыка «счастливо несла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения». Тяготение к эмоциональной наполненности муз. речи привело Бёрда и его последователей к поискам живого выразительного поэтич. слова. Наряду с многочисл. сочинениями церк. назначения он создал сотни вок. пьес на стихи англ. поэтов (песен, арий, сонетов). Бёрд считается родоначальником школы англ. мадригала. Издание в Лондоне его первых мадригалов положило начало увлечению англ. публики и композиторов этим новым для Англии жанром светской музыки, в дальнейшем получившим развитие в творчестве Т. Морли (его сборник мадригалов издан в 1594), Т. Уилкса и Дж. Уилби (все они известны и как авторы музыки к пьесам У. Шекспира и К. Марло). Стремление к свободе лирич. высказывания, характерное для искусства Возрождения, находит выражение и в камерно-инстр. жанрах. Англиканская церковь, стремившаяся к упрощению культовой музыки, требовала отказа от контрапунктич. сложностей, доступных для исполнения только проф. капеллами. Это было стимулом для поисков путей развития полифонич. стиля в светской А. м. Создаётся множество инстр. фантазий, мотетов, дуэтов, трио, вариаций на нар. темы, танц. пьес для разл. инстр. составов (часто без указания состава ансамбля). Пьесы эти приобретают популярность в аристократич. и бурж. домах, нередко в среде ремесленников. Широко распространяется игра на вёрджинеле, клавесине, виоле, лютне. Для этих инструментов наряду с Бёрдом и Морли пишут Дж. Болдуин, Т. Уайторн, У. Даман и др. В моду входит домашнее музицирование. (В «Настоящем джентльмене» - своде правил «хорошего тона» Г. Пичема рекомендуется «…не только уметь с уверенностью спеть с листа свою партию, но также сыграть ее на виоле или лютне просто для себя».) Преемник королевы Елизаветы Яков I продолжал поддерживать престиж корол. двора как центра муз. культуры страны, покровительствуя литературе и искусству. Это был период высокого подъёма А. м. В конце 16 в. вслед за У. Бёрдом выдвигаются комп. Дж. Дауленд (автор лирич. песен с аккомпанементом лютни), Дж. Булл (органист и вёрджинелист, написавший для этих инструментов св. 150 произв.), П. Филипс, К. Симпсон и др. На рубеже 16-17 вв. в англ. муз. быт стали входить т.н. консорты («содружество» группы играющих на разл. инструментах). Консорты состояли из разл. количества исполнителей (до 30-40). Так возникли первонач. формы оркестров при дворе и в домах богатых вельмож. Появляются сочинения для расширенных инстр. ансамблей (полифонич. фантазии, вариации, танц. пьесы). В 1599 Т. Морли издал «Уроки консорта» («Consort lessons») - сб. инстр. пьес разл. авторов. Выдвигаются крупные мастера инстр. жанров, использующие новые исполнит. возможности больших ансамблей для создания произв. развитой формы, с контрастными эпизодами, разл. по характеру движения и темпу. О. Гиббонc в своих инстр. фантазиях, отличающихся отточенным мастерством изложения, противопоставляет драматические образы шутливым, бытовым. Этот принцип, близкий шекспировской драматургии, отражает новую тенденцию А. м.- отход от «бесконфликтности» содержания и единообразия фактуры, типичных для ср.-век. мотета. Значительный вклад в литературу для консорта внесли А. Феррабоско, Т. Лупо, У. Лоус, Дж. Хилтон (1-я пол. 17 в.). К нач. 17 в. формируется англ. муз. театр, ведущий своё начало от нар. представлений - мистерий. С расцветом англ. театра А. м. получила новый стимул для развития. Первоначально музыка в англ. театре этого времени носила подчинённый характер, играя роль «оживляющего элемента» в пост. сказок-феерий или бытовых комедий. Важное значение в формировании стиля англ. муз. театра имели придв. спектакли - маски, наряду с танцем и пантомимой включавшие песни, а порой и речитативы с инстр. сопровождением. Драматургич. функции музыки в этих представлениях были ещё крайне ограничены из-за неразвитости гомофонного начала. Авторами текстов и сценариев к некоторым маскам были Дж. Шёрли, Б. Джонсон, Т. Керью и др. видные писатели и драматурги. Среди композиторов, писавших музыку к маскам, выделяются А. Феррабоско, Н. Ланьир, братья Г. и У. Лоус. Развитие жанра масок не прекратилось даже после утверждения духовной власти пуритан (1640-60), последовавшего за Англ. бурж. революцией сер. 17 в. В борьбе с «греховными соблазнами» пуритане изгоняли музыку из церк. обихода, разрушали органы, уничтожали муз. инструменты, сжигали ноты. Сама профессия музыканта была объявлена «языческой», что заставило некоторых композиторов публично отречься от музыки. Преследуя церк. музыку, пуритане, однако, с терпимостью относились к представлениям масок, не рассчитанным на массовую аудиторию. Так, в период Республики, в 1653, в Лондоне была пост. маска «Купидон и.Смерть» Шёрли с музыкой М. Лока и К. Гиббонса и др. В 1656 пост. первая англ. опера - «Осада Родоса» («Siege of Rhodes») драматурга У. Давенанта и комп. Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена (музыка не сохранилась). Хотя влияние пуритан и сказалось отрицательно на развитии А. м., оно не могло приостановить общего процесса её развития - слишком сильны были традиции нац.-гуманистич. культуры. В конце 17 в. широко развернулось нотоиздательское дело, получили распространение муз. клубы, объединявшие любителей музыки. В 1672 скрипач Дж. Банистер впервые в Европе организовал в Лондоне публич. платные концерты. Англ. двор вновь привлёк к себе лучших мастеров, Карл II создал по примеру франц. двора струн. оркестр «24 скрипки короля». Под рук. опытного музыканта Г. Кука возобновилась деятельность Корол. капеллы. Однако, несмотря на тяготение короля к франц. муз. культуре, в его капелле сохранялись англ. нац. традиции. В составе руководимого Куком хора мальчиков при Корол. капелле был 9-летний Генри Пёрселл, впоследствии крупнейший композитор. Пёрселл создал огромное количество произв. всех жанров, отмеченных поразительным богатством мелодики, неисчерпаемой фантазией, технич. свободой, на десятилетия опередив совр. ему англ. композиторов (его непосредственные предшественники и современники - П. Хамфри, автор множества хор. произв. духовного и светского содержания, и Дж. Дженкинс - внесли мало нового в муз. культуру страны). Самые значит. достижения Пёрселла связаны с театр. музыкой. Опера «Дидона и Эней» (1689) - крупнейшее явление в истории англ. муз. театра. В её музыке ярко нац. характера претворены нар.-песенные интонации, самый сюжет переработан в духе англ. нар. поэзии. Нововведения Пёрселла в области вок. монодии, речитатива, смелое расширение выразительных средств хоровой полифонии, наконец его универсальное мастерство инструментального письма подняли А. м. на новую ступень развития. Творчество Пёрселла завершает блестящий период А. м. эпохи Шекспира и последующих десятилетий. Однако у Пёрселла не оказалось достойных учеников и продолжателей. Муз. жизнь Англии на рубеже 17-18 вв. всё больше подчиняется духу капиталистич. предпринимательства, оказывающего влияние на разл. стороны культуры и искусства. В Лондоне возникают многочисл. муз.-издательские фирмы; организаторами концертов и покровителями музыкантов становятся владельцы театров, клубов, содержатели увеселит. садов, для которых музыка - прежде всего источник дохода. Ещё при жизни Пёрселла в Англию начался приток иностр. музыкантов. Среди них французы - Р. Камбер, автор оперы «Помона» (1671), Л. Грабю, ставший с 1665 рук. Корол. капеллы в Лондоне; итальянцы - скрипач Н. Маттеис, комп. Дж. Драги, певец-кастрат Ф. Д. Гросси; немцы - скрипач Т. Бальцар и комп. Дж. Пепуш; чех Г. Фингер. В 1705 в центре Лондона был открыт театр, на сцене которого ежегодно начала выступать итал. оперная труппа. По контракту с итальянский композиторами - Дж. Бонончини, Ф. Амодеи, А. Ариости, Ф. Верачини, Н. Порпора - театр ставил их новые оперы. Итал. опера вскоре завоевала англ. аудиторию, оттеснив интерес к нац. опере и к творчеству англ. композиторов, лишившихся в лице Пёрселла своего самого талантливого представителя. Так закончилась полоса расцвета А. м. и наступил период её длительного кризиса, продолжавшегося до конца 19 в. В англ. муз. культуре 1-й пол. 18 в. крупнейшую роль сыграла деятельность Г. Ф. Генделя. Гендель прожил в Лондоне ок. 50 лет (1710-59). Он легко приспособился к вкусам и художеств. требованиям англ. публики, создав св. 40 опер в итал. стиле (исполнялись лондонской итал. труппой на итал. яз.). Нем. композитор стал в центре музыкальной жизни Англии. Этому способствовали не только яркая творч. индивидуальность Генделя, его исполнит. мастерство, но и энергия организатора, демократич. направленность его исканий. Влияние Генделя особенно проявилось в хор. музыке. В его ораториях, осн. на антич., историч. и библейских героич. сюжетах («Иуда Маккавей», «Самсон», «Израиль в Египте» и др.), впервые в муз. образах нашла воплощение борьба за свободолюбивые идеалы человечества. Гл. роль в них поручена хорам, изображающим народ. В ораториальном творчестве Генделя обобщены традиции англ. хоровой культуры. Вместе с тем в этих ораториях важную роль играют элементы оперной драматургии. Гендель стремился к утверждению нар.-демократических идеалов в искусстве, ставил перед собой идейно-нравственные задачи. Сильный удар господству итал. оперы нанесла «Опера нищих» («The beggar's opera», Лондон, 1728) англ. поэта и драматурга Дж. Гея и нем. комп. Дж. Пепуша, жившего в Англии. «Опера нищих» - пародия на итал. оперу и злая сатира на нравы англ. бурж. общества - была выражением демократич. оппозиции. Она имела сенсационный успех у демократич. аудитории (63 спектакля в первом же сезоне) и на мн. годы осталась в репертуаре англ. театра, подвергаясь разл. сценич. и муз. обработкам. «Опера нищих» породила новый жанр т.н. «балладной оперы», возродила традиции нар. представлений менестрелей 15 в. В числе наиболее значит. англ. композиторов 18 в.- Т. Арн, создавший мн. произв. для муз. театра, в т.ч. популярную комич. оперу «Томас и Салли» и музыку к маске «Альфред» с заключит. песней «Правь, Британия!» («Rule Britannia»), к-рая широко популярна и в совр. Англии; У. Бойс - первый англ. композитор, написавший ораторию на англ. текст «Плач Давида над Саулом и Ионафаном» («David's lamentation over Saul and Jonathan», 1736); Ч. Дибдин - певец и композитор, автор песен в нар. духе; М. Арн, писавший песни и музыку для театра; Т. Линли, сотрудничавший с драматургом Р. Шериданом. Эти композиторы, создававшие музыку для драматич. театра и увеселит. садов Лондона, были одарёнными музыкантами, однако их искусство значительно отставало от достижений совр. им великих композиторов Германии, Австрии, Италии и Франции; поэтому в Англию приглашались иностр. музыканты, им заказывались оперы, оратории, симфонии. Среди иностр. композиторов 2-й пол. 18 в. значит. вклад в англ. муз. культуру внёс И. К. Бах («лондонский Бах», сын И. С. Баха, работавший в 1762-82 в Англии). С 1767 в Лондоне жил итал. пианист и композитор М. Клементи, считающийся главой англ. клавирной школы. Важным событием в англ. муз. жизни были приезды Й. Гайдна (1791-92 и 1794-95), написавшего в Англии 12 симфоний («Лондонские симфонии») и сделавшего 187 обр. шотл. песен. Единственный англ. композитор, уехавший из Англии работать на европ. континент, - Дж. Филд (по национальности ирландец), с 20 лет жил в России. Пианист и автор фп. пьес и концертов для фп., Филд считается создателем романтического жанра ноктюрна для фп. С сер. 18 в. параллельно с композиторской школой начала формироваться англ. школа музыковедов, среди которых наиболее известны Ч. Бёрни, автор капитального труда «Всеобщая история музыки» («A general history of music», t. 1-4, 1776-89), Дж. Хокинс, написавший «Всеобщую историю музыкальной теории и практики» («General history of the science and practice of music», t. l - 5, 1776) и др. Муз. жизнь в Англии 18 в. проявлялась гл. обр. в организации больших хор. фестивалей, объединявших мн. любителей и проф. певцов для исполнения генделевских ораторий (с 1715). С 1724 в Глостере, Вустере и Херефорде поочерёдно проводятся т.н. «Фестивали трёх хоров» (церковных), с 1768 - в Бирмингеме, с 1770 - в Норидже, с 1772 - в Честере, с 1777 - в Манчестере, с 1784 - в Ливерпуле и др. В 1784 состоялся первый Генделевский фестиваль в Лондоне (в Вестминстерском аббатстве, где похоронен композитор). Возникают мн. конц. и др. муз. общества, оказавшие влияние на дальнейшее развитие А. м.: Академия старинной музыки (с 1770, первое конц. общество в Лондоне); «Кэтч-клуб» (с 1761), объединявший любителей хор. пения, крупнейшее «Королевское музыкальное общество» (с 1762), «Концерты старинной музыки» (с 1776; с 1783 - «Королевские концерты») и мн. др. В связи с возросшим интересом к игре на клавесине и (позднее) на фп. (концерты И. К. Баха, В. А. Моцарта, М. Клементи) развивается производство клавишных инструментов. В 1728 была осн. фирма «Дж. Бродвуд» (старейшая в мире), производившая вначале клавесины, с 1773 - рояли; в 1760 Дж. Хиллом основана фирма, изготовлявшая струн. инструменты и смычки (позднее - «Хилл и сыновья»). В 1-й пол. 19 в. Англия не выдвинула ни одного крупного композитора. Даже лучшие из англ. музыкантов не смогли подняться выше подражания образцам музыки композиторов др. европ. стран, в осн. являясь последователями своих нем. и итал. учителей. Никто из них не смог выразить в творчестве самобытные особенности богатейшей нац. культуры Англии. Характерно, что выдающиеся муз. произв. на сюжеты шедевров англ. художеств. литературы были созданы иностр. композиторами: «Оберон» Вебера, «Отелло» Россини, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона написаны по произв. Шекспира; «Гарольд в Италии» Берлиоза, «Манфред» и «Мессинская невеста» Шумана - по Байрону; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти - по В. Скотту и др. Репертуар лондонского театра «Ковент-Гарден» (осн. в 1732) состоял преим. из произв. зарубежных авторов, как и концертные программы Филармонич. общества (осн. в 1813), которое гл. обр. популяризировало симф. музыку Бетховена и др. зап.-европ. композиторов. Творчество англ. композиторов сер. 19 в. было эклектично (Г. Бишоп и М. Балф создали малооригинальные оперные произв., У. С. Беннетт подражал Шуману и Мендельсону). Не внесли нац. своеобразия в А. м. ни Ч. X. Пэрри - один из зачинателей обществ. движения за возрождение англ. нац. муз. культуры, ни Ч. Станфорд, воспитавший мп. англ. композиторов. Оба они - высокообразованные и талантливые музыканты, однако более известные как педагоги и исследователи, нежели как композиторы. Наиболее яркие образцы А. м. конца 19 в. - оперетты «Микадо» Салливена (1885, автора 14 оперетт на либр. Ч. Гилберта) и «Гейша» Джонса (1896), которые имели большой успех и в др. странах. В 19 в. Лондон становится одним из центров европ. муз. жизни. Здесь выступали: Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Н. Паганини, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Дж. Верди, Ш. Гуно, Дж. Мейербер, А. Дворжак, позднее - П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др. В театре «Ковент-Гарден» играла итал. труппа, славившаяся мастерами бельканто. Большое развитие получила конц. жизнь. В 1852 было организовано Новое филармонич. общество, в 1857 - «Об-во Халле» в Манчестере. С 1857 в Лондоне стали регулярно проводиться Генделевские фестивали (с 1859 - в Хрустальном дворце), в которых число участников доходило до 4000. Муз. фестивали проводились также в Лидсе (с 1874) и др. городах. Организуются конкурсы дух. оркестров (первый - в Манчестере, в 1853). С сер. 19 в. растёт интерес к исполнению и изучению классич. музыки, а также и к старинной А. м.- организуются Генделевское (в 1843), Баховское (в 1849) и Пёрселловское (в 1861) общества, общество по изучению ср.-век. муз. искусства (Plainsong and medieval society, 1888). В англ. муз. жизни этого периода проявляются демократич. тенденции. В 1878 создаётся Нар. концертное общество, которое организовывало популярные концерты для жителей бедных кварталов Лондона; во мн. городах Англии возникают любит. хоры, выступающие в церквах, клубах, на открытых эстрадах. Особым успехом пользовались концерты студенч. хор. коллективов. Хоры объединялись в многочисл. хор. общества - Об-во Священной гармонии (с 1832), Объединение хоровиков (с 1833), Корол. хоровое общество (с 1871), Баховский хор (с 1875) и мн. др. Расширению хор. движения в Англии способствовала система упрощённого нотного письма, т.н. «тоника - соль-фа», к-рую ввели во всех общеобразовательных школах. С развитием муз. жизни росла потребность в учебных заведениях, значит. расширилось муз. образование. В Лондоне были открыты: Корол. академия музыки (1822), Тринити-колледж (1872), Корол. муз. колледж (1883). В конце 19 в. получает развитие муз. наука, в т.ч. муз. лексикография: выходят 1-й том «Словаря музыки и музыкантов» Дж. Грова («Grove's dictionary of music and musicians»), труды историка классич. музыки Д. Ф. Тови и теоретика Э. Праута. Последние десятилетия 19 в. англ. историки музыки считают началом «англ. муз. возрождения». Поворотный пункт в истории А. м. - исполнение музыки к сценам из лирической драмы П. Б. Шелли «Освобождённый Прометей» («Prometheus unbound», 1880) Ч. X. Пэрри для солистов, хора и оркестра, в которой он возрождает традиции англ. хор. полифонии 17 в., и, гл. обр,, оратории Э. Элгара «Сновидение Геронтиуса» («The dream of Gerontius», дирижёр Г. Рихтер, Бирмингем). Муз. общественность Англии провозгласила последнее началом становления новой нац. композиторской школы. Элгар сумел преодолеть «психологич. барьер» недоверия англичан к отечеств. совр. музыке. Он создал свой стиль и был признан главой новой школы. Сочинения Элгара отмечены свежестью муз. языка и живой фантазией. Наряду со «Сновидением Геронтиуса» в репертуар мн. оркестров и солистов вошли его симф. вариации на оригин. тему «Энигма» («Enigma»), концерты для скрипки и для виолончели, 2-я симфония. В нач. 20 в. в А. м. получили развитие фольклорные мотивы, которыми пренебрегали английские композиторы. Одним из первых музыкантов, обратившихся к нац. источникам, был Ф. Дилиус - опера «Сельские Ромео и Джульетта» («A village Romeo and Juliet», 1901) и рапсодии для симф. оркестра «Ярмарка в Бригге» («Brigg fair: an English rhapsody», 1907), «Танцевальная рапсодия» («Dance rhapsody», 1908) и др. Однако большинство его колоритных симф. поэм элегически-пасторального содержания создано под влиянием франц. импрессионистов и Э. Грига. Более органично и творчески использованы элементы нар. А. м. в произв. Г. Холста, мастера орк. письма. Изучение нар. музыки дало ему тематич. материал для ряда вок., симф. и камерно-инстр. сочинений. Наряду с этим в наиболее известном его произв. - орк. сюите (7 пьес) «Планеты» («The planets», 1918) - проявилась склонность композитора к мистике, увлечение астрологией. Темы негр. фольклора разрабатывал в произв. разных жанров С. Колридж-Тейлор, дирижёр и композитор, автор «Песни Гайаваты» («Song of Hiawatha») - трилогии для солистов, хора и оркестра. Интерес к Востоку и кельтской тематике проявлял Г. Банток. Возрождению нац. музыки способствовало появление работ по муз. фольклору: Дж. Бродвуда - записи мелодий с текстами крестьянских песен, сделанные им в 1843 и изданные Л. Бродвуд и Дж. А. Фуллер-Мейтлендом в сборниках нар. песен «Песни жителей английских графств» («English county songs», 1893) и «Английские обрядовые песни и кэролс» («English traditional songs and carols», 1908), и гл. обр. трудов С. Шарпа, который за период 1903-24 записал свыше 3000 нар. песен Великобритании и 1600 песен англ. поселенцев с Аппалачских гор (Сев. Америка). Это песни разл. жанров - обрядовые, трудовые, лирич., шуточные, песни-баллады сказочного либо историч. содержания. Муз. и поэтич. строй этих песен запечатлел черты характера народа, образные и фонетич. особенности английской речи. Исследовательская деятельность С. Шарпа и его последователей (Дж. А. Фуллер-Мейтленд, М. Карпелес и Р. Воан-Уильямс), благодаря которой стали известны древние шотландские, ирл. и валийские нар. песни, вызвала интерес к муз. традициям 15-17 вв. и к древнему нар. муз. искусству. В 1898 Шарп основал в Лондоне Об-во нар. песни, занимавшееся изучением и пропагандой англ. муз. фольклора (существ. до 70-х гг. 20 в.). В 1911 создано Об-во англ. нар. танца (в 1932 преобразовано в Об-во англ. нар. танца и песни). Позднее интерес к нац. музыке привёл к образованию обществ, которые популяризировали творчество отечеств. композиторов (Британское музыкальное общество, 1918, и др.). Творч. достижения англ. композиторов нач. 20 в., связанные с художеств. претворением нац. муз. традиций, обращением к нар. музыке, свидетельствовали об утверждении новой англ. композиторской школы. Виднейшим представителем «англ. муз. возрождения» стал Р. Воан-Уильямс. Изучение нар. искусства помогло Воан-Уильямсу найти свой стиль и выразить черты нар. песенного искусства в симф. и оперной музыке. Наряду с Воан-Уильямсом убеждёнными поборниками и продолжателями идей «англ. муз. возрождения» были Дж. Айрленд, А. Бакс, П. Уорлок, которые стремились к обновлению содержания и стиля А. м. через развитие нар. нац. традиций. В симф. и фп. сочинениях Айрленда нац. муз. основа сочетается с влиянием М. Равеля, К. Дебюсси и И. Ф. Стравинского. Бакс воссоздавал образы ирл. и англ. нар. искусства в программных симфониях, симф. поэмах и камерн. произв.; Уорлок совмещал в своём лице муз. учёного, знатока англ. муз. старины и автора песен на стихи англ. поэтов. На сюжетах древних англ. легенд построены и оперы Р. Боутона (для их постановки он организовал небольшой театр в Гластонбери). К композиторам этого поколения относится Ф. Бридж (учитель Б. Бриттена), однако его изысканные по муз. языку произв., сыгравшие известную роль в развитии камерной А. м., адресованы узкому кругу слушателей. Муз. жизнь в Англии на рубеже 19-20 вв. развивается интенсивно, включая провинциальные города, где создаются муз. школы, оркестры, хор. общества; организуются фестивали - в Кардиффе (1892-1910), Шеффилде (1896-1911), в Лондоне - Баховские фестивали (1895-1926), фестивали, посв. Элгару (в 1904), Ф. Дилиусу (в 1929); проводятся конкурсы. В 1905 основана Ассоциация конкурсных фестивалей (в 1921 объединилась с Брит. федерацией муз. фестивалей). Большое значение для пропаганды симф. музыки имели общедоступные «Променад-концерты» (проводятся в Лондоне с 1838), которые в 1895-1944 возглавлял Г. Вуд. В их программе - музыка разл. школ, в т.ч. сочинения совр. англ. композиторов. Эти концерты способствовали развитию симф. и ораториальной А. м. нач. 20 в. Наряду с плодотворным для А. м. возрождением нац. традиций в музыке некоторых композиторов 20-х гг. сказывались влияния экспрессионистской эстетики, конструктивизма, неоклассицизма. Новый этап в развитии англ. муз. культуры характеризуется не только усилением нац. тенденций, но и повышением проф. мастерства. искусство А. Блисса, У. Уолтона, А. Буша, А. Бенджамина, Э. Дж. Морана, М. Типпетта, К. Ламберта, Э. М. Мэконки, X. Фергюсона, Э. Рабры и др. получило признание и за рубежом. Все они продолжали развивать традиции «англ. муз. возрождения». Их опыт, как и достижения композиторов след. поколения - М. Арнолда, Дж. Буша, Дж. Гарднера, Р. Арнелла, А. Милнера, П. Дикинсона и др., подтверждают наличие в Англии своей нац. композиторской школы. Особое место среди совр. англ. композиторов занимает Б. Бриттен, пользующийся мировым признанием как один из крупнейших музыкантов 20 в. Его оперные, ораториальные и симфонические произведения находятся в репертуаре лучших театров, оркестров и солистов мира. В творчестве С. Скотта и Л. Беркли заметно влияние франц. импрессионистов (первый учился в Германии, второй - во Франции). Нек-рые композиторы младшего поколения (П. Р. Фриккер, X. Сёрл, Р. Беннетт и др.) со 2-й пол. 40-х гг. проявляют интерес к додекафонной школе А. Шёнберга (см. Додекафония). Эти композиторы, а позднее А. Гёр прибегают к технике серийного письма; их муз. язык лишён нац. своеобразия. Стремление к компромиссу между новейшими приёмами письма и стилистич. особенностями старинной англ. музыки характерно для исканий П. М. Дейвиса; экспериментами в области электронной музыки занимается Д. Бедфорд. В 20 в. расширился круг английский музыковедов; некоторые из них специализировались в определённой области музыки, др. изучали творчество одного композитора: Р. Моррис (проблемы контрапункта 16 в.), М. Скотт (Й. Гайдн), С. Б. Олдмен (В. Моцарт), Э. Ньюмен (Р. Вагнер и X. Вольф), Ч. С. Терри (И. С. Бах), М. А. Э. Браун (Ф. Шуберт). Среди авторов монографич. работ и науч. исследований - Э. Дент, Э. Эванс, Э. Локспейсер, Дж. А. Уэструп, А. Робертсон, С. Голдар, Дж. Митчелл, Д. Кук. Изучением рус. музыки занимались Р. Ньюмарч и Дж. Абрахам. Труды музыковедов издавались Корол. муз. ассоциацией (с 1874), работы по изучению старинных инструментов - Об-вом им. Голпина (с 1946). Большим вкладом в английский музыковедение явились «Оксфордская история музыки» Г. К. Коллеса («Oxford history of music», 1934), а также труды Э. Блома, редактора 3-го и 4-го изд. словаря Грова. Высоким худож. уровнем отличается исполнит. культура англ. оркестров, среди которых - Лондонский филармонический оркестр и Лондонский симфонический, а также Симф. оркестр Британской радиокорпорации (Би-Би-Си) и Симф. оркестр г. Манчестера. Много сделала для популяризации старинной инстр. музыки семья Долмеч и особенно А. Долмеч; в 1925 он организовал фестиваль старинной музыки в Хаслмире (Суррей). В муз.-театр. жизни Англии 1-й пол. 20 в. по-прежнему ведущая роль принадлежит оперному театру «Ковент-Гарден» (был закрыт во время 1-й мировой войны 1914-18 и лишь в 1925 возобновил деятельность, вновь прерванную 2-й мировой войной). С 20-х гг. 20 в. его репертуар, как и в 19 в., складывается из произв. зарубежных (гл. обр. итал., франц. и нем.) композиторов, исполняемых иностр. солистами. Только немногие англ. авторы увидели пост. своих опер на сцене этого театра: Р. Воан-Уильямс - «Хью-гуртовщик» («Hugh the drover», 1924), «Влюбленный сэр Джон» («Sir John in love», 1930) и др.; Г. Холст - «На голове вепря» («At the Boar's head», 1925); С. Скотт - «Алхимик» («The Alchemist», 1928) и др. Однако ни одна из них не удержалась в репертуаре. Создаются новые оперные труппы. В 1930-е гг. в Лондонском театре «Сэдлерс-Уэллс» стали ставиться оперы англ. композиторов наряду с зап.-европ. и рус. классикой на англ. яз. (это было важным нововведением). Были пост. «Дидона и Эней» Пёрселла (1931), «Чёрт ее побери» («The devil take her») Бенджамина, «Макбет» Коллингвуда (1934), «Троил и Крессида» Уолтона (по Чосеру, 1954), «Попутчик» («The travelling companion») Ч. Станфорда (1935), оперы Воан-Уильямса и Бриттена. Интерес англ. композиторов к балетному жанру, вызванный гастролями рус. балета («Русские сезоны» под рук. С. П. Дягилева, проходили ежегодно в Лондоне в 1911-29), способствовал созданию национального балета. В 1931 Н. де Валуа была основана англ. балетная труппа «Вик Уэллс балле», с 1942 наз. «Сэдлерс-Уэллс балле» (в составе её худож. совета - композиторы А. Блисс и X. Сёрл). Здесь пост. мн. балеты англ. композиторов - «Иов» Воан-Уильямса (1931), «Карьера мота» («The rake's progress», по картинам У. Хогарта, 1935) Г. Гордона и др. В 1934 на средства мецената Дж. Кристи в его поместье Глайндборн (Суссекс) был построен театр на 400 мест, где каждое лето устраивались оперные фестивали при участии лучших солистов. Первоначально гл. дирижёром и режиссёром спектаклей фестиваля были эмигрировавшие из Германии Ф. Буш и К. Эберт. Осн. репертуар составляли оперы В. А. Моцарта, затем К. Глюка, Дж. Верди и др. композиторов 19 в., изредка - совр. авторов. Глайндборнские фестивали сыграли заметную роль в повышении оперной культуры Англии. Всё более популярными становятся конкурсы дух. оркестров. В 1930 в Лондонском конкурсе принимали участие 200 дух. коллективов. В 30-40-е гг. интенсивное развитие муз. жизни проявилось в создании многочисл. любит. и проф. муз. обществ и объединений: Ассоциация камерной музыки (1934), Нац. федерация муз. обществ (1935), Об-во исполнителей, записывающихся на грампластинки (1937), Комиссия поощрения новой музыки (1943), общество «Возрождение» (1944), Об-во виолы да гамба (1948) и мн. др. В Англии работают неск. междунар. муз. организаций: Междунар. общество совр. музыки (с 1922), Междунар. совет по фольклору (с 1947). Массовую муз. работу среди трудящихся Англии проводит Рабочая муз. ассоциация (Workers Music Association, создана в 1936), объединяющая самодеятельные хоры, оркестры, издающая спец. репертуар массовых песен, нередко политич. содержания. Председатель ассоциации (с 1941) и автор мн. массовых хоров и песен - проф. Корол. академии музыки композитор А. Буш. В годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. деятельность в стране не прерывалась. По инициативе и при участии пианистки М. Хесс организовывались концерты в подвальных помещениях Нац. художеств. галереи. После того как в 1941 был разрушен бомбой лучший конц. зал Лондона «Куинс-холл», симф. концерты были перенесены в др. помещения. В 1951 в Лондоне был открыт новый большой конц. зал «Фестивал-холл» (переоборудован в 1965). Новые конц. залы построены и в провинц. городах Англии. Значит. оживление в муз. жизнь страны вносят ежегодные муз. фестивали, которые проводятся в Челтнеме (с 1945, посв. совр. музыке), Эдинбурге (с 1947, Междунар. фестиваль музыки и театра - смотр зарубежных оперных трупп и симф. оркестров), в Лондоне (с 1947), в Олдборо (с 1948, организован Б. Бриттеном и представляет совр. А. м.), в Бате (фестиваль И. Менухина, с 1948), в Оксфорде (с 1948), фестиваль мистерий и фестиваль искусств в Йорке (с 1951), в Ковентри (с 1958; в 1962 - фестиваль в кафедральном соборе Ковентри), а также междунар. муз. конкурсы в Лидсе и др. Значит. воздействие на развитие муз. культуры совр. Англии оказывают муз. программы радио и телевидения. В 60-е гг. был популярен эстрадный вок.-инстр. квартет молодых певцов, т.н. битлз (beetles), исполнявших характерные мелодии (сочетание элементов негритянского джаза и блюза), который вызвал подражания в др. странах. В области развлекательной музыки (мьюзикл, муз. ревю, джаз) заметно влияние США; получившая широкое распространение джазовая музыка вытесняет из муз. быта части англичан нац. англ. песни и танцы, что отрицательно сказывается на формировании их вкусов. Творчеству мн. совр. композиторов свойственны увлечения разл. авангардистскими течениями, свидетель- ствующие об идейном кризисе буржуазной культуры в Англии. На высоком уровне находится в Англии производство грампластинок, граммофонная индустрия объединена в крупные корпорации, в 1936 организована Нац. федерация граммофонных обществ. Среди англ. музыкантов 20 в.: дирижёры - Дж. Барбиролли, Т. Бичем, А. С. Боулт, Г. Вуд, Р. Кемпе, А. Коутс, М. Сарджент, Ч. Халле; пианисты - Л. Ф. Кентнер, Ф. А. Ламонд, Дж. Мур, Т. Маттеи, Б. Моисеивич, Дж. Огдон, М. Хесс, М. Лимпани, X. Коэн; скрипачи - А. Камполи, Г. Темянка; альтисты - У. Примроз, Л. Тертис; арфисты - Э. Пэриш-Альварс; гитаристы - Дж. Уильямс; певицы - Дж. Вивиен, Дж. Хаммонд, К. Шеклок, К. Ферьер, К. А. Новелло; певцы - Дж. Мак-Кормак, П. Пирс; музыковеды и муз. писатели - Э. Блом, Э. Локспейсер, М. Монтегю-Натан, Э. Ньюмен, X. Ф. Редлих и др. |