НЕВМЫ (позднелат., ед. число neuma, от греч. Pneyuma - дыхание). 1) Знаки нотного письма, применявшиеся в Европе в средние века, преим. в католич. пении (см. Григорианское пение). Н. помещались над словесным текстом и лишь напоминали певцу о направлении движения мелодии в известных ему песнопениях. Знаки невменной нотации во многом были заимствованы от др.-греч. обозначений речевых акцентов - повышений и понижений интонаций речи, обусловливающих её выразительность. В Н. нашли претворение и знаки хейрономии - управления хором с помощью условных движений рук и пальцев. Системы Н. существовали во мн. древних культурах (Египет, Индия, Палестина, Персия, Сирия и др.). Развитая система невменного письма сложилась в Византии; католич. Н. имеют визант. происхождение. Системы нотации, сходные по своему принципу с невменным письмом, имелись в Болгарии, Сербии, Армении (см. Хазы), России (кондакарная нотация, крюковое или знаменное письмо - см. Кондакарное пение, Крюки). В Зап. Европе различались многочисл. местные разновидности связанного с католич. литургией невменного письма; беневетская (центром которой был г. Беневенто в Южной Италии), среднеитальянская, северо-французская, аквитанская, англо-норманнская, немецкая или санкт-галленская (центром которой был г. Санкт-Галлен в Швейцарии) и др. Они существенно отличались начертаниями невменных знаков, преимущественным использованием тех или иных из их числа. Широко разработанная система Н. служила для записи мелодически развитых частей католич. церк. службы. Здесь существовали Н., обозначавшие отд. звуки или группы звуков, приходящихся на один слог текста (лат. virga и punctum), ходы голоса вверх (лат. pes или podatus) и вниз (лат. flexa или clinis) и т. д. Применялись также производные Н., представлявшие комбинации основных. Нек-рые разновидности Н. служили для обозначения способов исполнения и мелодич. украшений. Древнейший дошедший до нас памятник католич. невменного письма относится к 9 в. (хранящийся в Мюнхене «Кодекс 9543», записанный между 817 и 834). Возникновение невменного письма отвечало требованиям муз. практики. Применение тех же текстов с разл. музыкой требовало, чтобы певец мог быстро вспомнить, какой именно напев он должен исполнять, и невменная запись помогала ему в этом. По сравнению с буквенной нотацией невменное письмо имело важное преимущество - мелодич. линия изображалась в нём очень наглядно. Однако оно обладало и серьёзными недостатками - поскольку точная высота звуков не фиксировалась, возникали трудности в расшифровке записей напевов, и певцы вынуждены были заучивать все песнопения наизусть. Поэтому уже в 9 в. многие муз. деятели выражали неудовлетворённость этой системой. Предпринимались попытки усовершенствовать невменное письмо. Начиная примерно с 9 в. на Западе к Н. стали добавлять буквы, уточнявшие высоту звуков или интервалы между ними. Одна из таких систем была введена монахом Германом Хромым (Hermannus Contractus - 11 в.). Она предусматривала точное обозначение каждого интервала мелодии. К Н. добавлялись начальные буквы слов, обозначавших ход на определённый интервал: е - equisonus (унисон), s - semitonium (полутон), t - tonus (тон), ts - tonus cum semitonio (малая терция), tt -ditonus (большая терция), d - diatessaron (кварта), D - diapente (квинта), D s - diapente cum semitonio (малая секста), D t - diapente cum tono (большая секста). С введением линий над текстом для размещения на них невм произошла существ. перестройка этой системы. Впервые нотная линия была применена в кон. 10 в. в монастыре Корби (хронологич. запись 986). Первоначально её звуковысотное значение не было постоянным; позднее за ней закрепилась высота звука f малой октавы. Следом за первой линией была введена вторая - с1. Линия f прочерчивалась красным цветом, а линия с1 - жёлтым. Усовершенствовал эту нотацию муз. теоретик, монах Гвидо д'Ареццо (итал. Guido d'Arezzo); он применил четыре линии в терцовом соотношении; высота каждой из них определялась расцветкой или ключевым знаком в виде буквенного обозначения. Четвёртая линия помещалась Гвидо д'Ареццо, смотря по необходимости, сверху или снизу: H. стали размещать на линиях и между ними; т. о. была преодолена неопределенность звуковысотного значения невменных знаков. После введения нотных линии видоизменились и сами Н. - на основе в первую очередь франко-норманской системы Н. возникло и стало быстро развиваться т. н. квадратное нотописание (nota quadrata). За этой системой закрепилось название хоральной нотации, она отличалась от невменного линейного письма только начертанием нотных знаков. Существовали две осн. разновидности хоральной нотации - римская и немецкая. Не вполне выясненным остается вопрос о ритме в григорианском церк. пении периода невменной нотации. Существуют две точки зрения: согласно первой ритм напевов определялся речевыми акцентами и был в основном равномерным; согласно второй - ритмич. дифференциация все же существовала и обозначалась некоторыми H. и дополнит. буквами. 2) Юбиляции - мелизматич. украшения в григорианском пении, исполнявшиеся на один слог или гласную букву, преим. в конце антифона, аллилуйя и пр. Поскольку эти вокальные фиоритуры исполнялись обычно на одном дыхании, они назывались также пневмами (от лат. pneuma - дыхание). 3) В ср. века также отдельный звук, распетый одним пли неск. звуками слог напева, порой и целый напев. |