БАРАБАН (вероятно, тюрк.) (итал. tamburo, испан. tambor, франц. tambour, англ. drum, нем. Trommel) - ударный инструмент; представляет собой полый корпус (или раму), служащий резонатором, на котором с одной или двух сторон натянута кожа. Звук извлекается с помощью удара по мембране (наиболее распространённый способ) или трения. Высота звука Б. не учитывается, и он выполняет главным образом тембровые и ритмич. функции. С древнейших времён использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения танцев, воен. шествий, у некоторых народов - религ. обрядов. В разл. разновидностях встречается у большинства народов мира. Особенно велико значение Б. в музыке народов Африки (см. Африканская музыка). В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа усовершенствованного Б. - большой и малый. Большой Б. (итал. gran cassa, casso, франц. grosse caisse, нем. groβe Trommel, англ. bass drum) имеет цилиндрический деревянный (реже металлич.) корпус; 2 мембраны натягиваются с помощью винтов (Б. с одной мембраной встречаются реже). Звук извлекается при помощи деревянной колотушки с мягким наконечником. При игре инструмент помещается на подставке; в дух. оркестре во время походов его носят на груди на ремне. Звук большого Б. глухой и мрачный в piano, мощный и грозный в forte. В европ. музыке первоначально применялся в воен. оркестрах; в нач. 18 в. введён в оперный оркестр. Прообразом европ. большого Б. был турецкий барабан, который часто использовался для имитации звучания «янычарской музыки» («Похищение из сераля» Моцарта, 1782). Малый, или военный, Б. (итал. tamburo, tamburo militare; франц. tambour, tambour militaire; нем. Trommel, Militärtrommel, kleine Trommel; англ. side drum, military drum) имеет низкий, обычно металлич. корпус; вдоль нижней мембраны размещается несколько (4-10 в концертном В., до 18 в джазовом) струн, вибрация которых при игре создаёт характерный рокот. Играют на Б. двумя деревянными палочками с небольшими утолщениями на концах. На малом Б. хорошо звучат как отд. удары, так и сложнейшие ритмич. фигуры. Тремоло может быть исполнено в широком динамич. диапазоне - от еле слышного рр до оглушительного ff. При игре малый Б. ставят на подставку или на стул; в дух. оркестре во время походов он укрепляется на поясе исполнителя. В нач. 19 в. был введён в оперный и симф. оркестры, часто применялся в связи с муз.-сценич. характеристикой воен. быта («Гугеноты» Мейербера, 1836, «Риенци» Вагнера, 1840). Является ведущим инструментом ритмической группы джаза. Партии Б. записываются на одной линейке без ключа. Ранее партия малого Б. записывалась на ноте с2 в скрипичном ключе, партия большого Б. - на ноте С в басовом ключе. |