БЁРД (Byrd, Byrde, Bird) Уильям (1543 или 1544, Линкольншир - 4 VII 1623, Стондон-Масси, Эссекс) - английский композитор, органист и нотоиздатель. Музыке обучался, возможно, у Т. Таллиса. С 1563 работал церк. органистом в Линкольншире. С 1570 чл. Корол. капеллы, с 1572 придв. органист. В 1575 получил совм. с Таллисом привилегию на монопольное издание и продажу в Лондоне нот. После его смерти (1585)- владелец нотоиздательства. До 1593 жил в Лондоне, затем - в Стондон-Масси. Опубликовал ряд сб. многогол. культовых сочинений и произв. англ. мадригалистов и вёрджинелистов (см. Вёрджинел). Б. - крупнейший мастер вёрджинельной музыки и мадригала. В его произв., отличающихся простотой и мужественностью стиля, сочностью письма, отразились особенности искусства англ. Возрождения - эпохи К. Марло и У. Шекспира. Вёрджинельная музыка Б., охватывающая разл. жанры (фантазия, вариации, хоральная фигурация, англ. нар. песня и танец), интонационно связана с нац. муз. фольклором (мн. пьесы для вёрджинела опубликованы в сборниках «My Ladye Nevelles booke», 1591, «Parthenia», 1611, и др. прижизненных изд.). Искусный полифонист, Б. художественно переосмыслил в произв. для вёрджинела приёмы вок. контрапунктич. письма. Наиболее самобытен Б. в небольших пьесах песенного склада, нередко проникнутых лирич., пасторальными настроениями. Во мн. из них запечатлены жанровые сцены - это и остроумные вариации на тему популярной охотничьей песни «Уолсингэм», и обр. популярной песни елизаветинских времён «О, госпожа моя» («О Mistresse Myne»; упоминается У. Шекспиром в комедии «Двенадцатая ночь»), и воспроизведение посвиста извозчика. Б. писал и произв. программно-изобразит. характера (батальный цикл «Битва»). Камерной музыке Б. для ансамбля виол, при сложности и изысканности полифонич. фактуры, присущи лирич. теплота и интимная выразительность. Выделяются его фантазии, паваны и гадьярды для виолы. Б. сыграл видную роль в развитии инстр. музыки, в выработке нового муз. языка, новых инстр. форм, в частности вариаций. Он является также родоначальником англ. мадригала. С творчеством Б. связано увлечение этим новым для Англии жанром светской вок. музыки, который получил дальнейшее развитие в работах его ученика Т. Морли). Своя эстетич. взгляды Б. изложил в предисловии к сб. «Псалмы, сонеты и песни грусти и печали» («Psalmes, Sonets and Songs of Sadnes and Pietie», 1588), в котором высказал пожелание, чтобы его музыка «счастливо неcла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения». Б. отдал значит. дань и культовой католич. музыке (мессы, градуалы и др.). Мн. сочинения изданы при жизни Б., но мн. остались в рукописи. Соч.: камерно-инстр. - музыка для разл. составов виол (в т.ч. 15, фантазий, паваны и гальярды), ок. 140 пьес для вёрджинела, пьесы для лютни, вок. соч. - ок. 70 мадригалов для 3-6 голосов, св. 30 песен для 1, 2 и 3 голосов с инстр. сопровождением (б. ч. опубликованы в сб. Псалмы, сонеты и песни грусти и печали, 1588, 1611), Песни разного рода (Songs of sundrie natures, 1589), культовые (католич.) произв. - 3 мессы, 2 сб. мотетов ( 1589, 1591), 2 сб. градуалов (1605, 1607) и др. БЕРД (Baird) Тадеуш (р. 26 VII 1928, Гродзиск-Мазовецки) - польский композитор. Учился композиции у Б. Войтовича и К. Сикорского, игре на фп. - у Витуского; композицию изучал под руководством П. Рытеля и П. Перковского в консерватории (1947-51), музыкознание - у З. Лиссы в университете в Варшаве (1948-50). В 1949 основал совм. с К. Сероцким и Я. Кренцем творч. содружество «Группа-49», ставившее целью внедрение и разработку новых приёмов муз. письма. Б. - один из видных представителей польск. авангардизма. В ранних сочинениях (симфонии, концерты и др.) Б. близок к неоклассицизму. Позднее (ок. 1950) проявляет тенденцию к архаизации муз. языка. С 1956 переходит к свободной серийной технике, стремясь сочетать её с мелодич. разнообразием и лирич. выразительностью. В произв. 1960-х гг., отличающихся изысканностью орк. письма, близок к сонористич. течению. Гос. пр. ПНР (1951, 1964). Соч.: опера Завтра (Jutro, Варшава, фестиваль Варшавская осень, 1966), для орк. - 2 симфонии (1950, 1952), симфониетта (1949), концерт (1953), Кассация (Cassazione per orchestra, 1956), Увертюра в старинном стиле (Uwertura w dawnym stylu, 1950); для камерного opк. - Кола Брюньон (сюита для струн. орк. и флейты, 1952), Вариации без темы (Wariacje bez tematu, 1913), 4 диалога для гобоя и камерного орк. (1964), каприччо для орк. 30 солистов (1967); для голоса с орк. - Избранное (Egzorta, для чтеца, хора и симф. орк., на др.-евр. тексты, 1960), Эротики (Erotica, 6 пьес, 1961), песни для меццо-сопрано и симф. орк. (1967), камерн. соч. - струн. квартет (1957) и др., Песни труверов (для альта, 2 флейт и влч., 1963), песни на сл. А. Мицкевича, Я. Чеховича и др.; музыка для театра, кино и радио. Лит.. Zielinski T. A., Zbirski A., Tadeusz Baird, Кr., 1966, 20 lat kultury muzycznej Polski Ludowej. Praca sbirowa, red. Е. Dziebowska, Кr., 1967. З. Лисса. |