CANTUS FIRMUS (кбнтус фирмус, лат., букв. - сильное, или твёрдое, пение, прочная, неизменная мелодия; итал. canto fermo) - в 15-16 вв. тема крупного хорового произв. (иногда только его части), заимствованная композитором из бытующих (светских, духовных) напевов или сочинённая им и служащая основой муз. формы. Предшествующей С. f. формой был cantus planus (ровное пение), по объяснению Тинкториса, состоявший из нот неопределённой (собственно, большой) длительности и характерный для григорианского хорала (см. Григорианское пение). С. f., как и cantus planus, излагался нотами большой длительности и обычно помещался в теноре (отсюда название этого голоса: от лат. tenere - держу, тяну). С. f. определял интонационное содержание произв., т. к. остальные голоса его обычно строились на мелодич. оборотах С. f. в свободном ритмич. видоизменении. Эти производные от С. f. и его частей субтемы имитационно проводились в прочих голосах, обусловливая единство сочинения при известном контрастном ритмическом соотношении с С. f. В крупных циклич. произв., напр. в мессах, при повторных проведениях С. f. использовались иногда его варианты в обращении и ракоходном движении (Ж. Депре - месса «Вооружённый человек», части Gloria и Credo). С появлением ричеркара в сер. 16 в. С. f. постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном увеличении (А. Габриели и др.) и, т. о., становится одним из элементов, подготовивших фугу. Иную трактовку С. f. получает в нем. «теноровой песне» (Tenorlied) 16 в., в хоральных обработках 17-18 вв. (С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах) - мелодия его в ровных длительностях соединяется с контрапунктирующими голосами, ритмически и интонационно более развитыми. Продолжением этой традиции в 19 в. были обработки нар. песен И. Брамса («Немецкие народные песни», 1858). Как трансформация старого принципа использования С. f. могут рассматриваться вариации на basso ostinato, получившие широкое распространение в 17-18 вв. |