ДАВИДЕНКО Александр Александрович [1 (13) IV 1899, Одесса - 1 V 1934, Москва] - советский композитор. Рано потерял родителей, был отдан в духовное уч-ще, где получил муз. навыки, пел в хоре, с 13 лет руководил хором. Затем (до 1917) учился в духовной семинарии. Участвовал в Гражд. войне в рядах Красной Армии (1919). Теории музыки и композиции обучался в Одесской консерватории (1918-19) у В. И. Малишевского, Харьковском муз. институте (1921-22), Моск. консерватории (1922-29) у Р. М. Глиэра и А. Д. Кастальского (у него же одновременно нек-рое время в Моск. хоровой академии). В 1925 возглавил созданный по его инициативе «Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории» («Проколл»). В 1929 вошёл в РАПМ (см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов). Активная работа с хор. кружками, тесная связь с муз. самодеятельностью, руководство массовым пением, изучение нар. песен помогли Д. ощутить художеств. потребности масс и определили характер его творчества. С 1925 Д. писал гл. обр. хор. музыку, стремясь к созданию произв., воплощающих образы новой действительности, близких и доступных широкой аудитории. В противовес упрощённому решению творч. задач в т. н. агитмузыке тех лет Д. добивался сочетания доходчивости и художеств. полноценности муз. образов. Большой популярностью пользовались его песни на слова H. H. Асеева («Конница Будённого», «Первая конная», «Винтовочка»), А. А. Жарова, М. А. Светлова, Д. Бедного («Нас побить, побить хотели») и др. Сочинения Д., отмеченные пластичностью голосоведения, образной трактовкой полифонич. приёмов, содержащие элементы симфонизма, способствовали формированию сов. хор. классики. Используя в своих хорах и массовых песнях интонации старого и совр. рус. и укр. фольклора, частушек, трудовых попевок, революц. гимнов, Д. творчески перерабатывал их, органически сочетая мужеств. простоту, эпич. напевность, революц. устремлённость. В поисках средств реалистич. выражения композитор обращался к речитативно-ораторским приёмам (плакат для баса соло «Про Ленина» и др.), мелодике бытового романса (баллада «Мать», романс «Письмо»). В центре творчества Д. - образ нар. массы в её борьбе, труде и праздничном ликовании. Особенно выделяются композиции Д. для смешанного хора - «На десятой версте» и «Улица волнуется», запечатлевшие эпизоды революц. движения. Они вошли в «музыкальное действие» (ораторию) «Путь Октября» (1927) - коллективное сочинение «Проколла», созданное по инициативе Д. Сцена «Подъём вагона» (картина субботника) из оперы «1919 год» - первый опыт отражения в музыке социалистич. труда. Д. принадлежат хор. обработки старых рус. революц. песен, франц. революц. песни «Зa ira» (рус. пер. «Все вперёд»), нем. революц. песни «Маленький барабанщик», хоровые и фп. обработки чеченских песен и мелодий. Соч.: оперы - 1919 год (1931, Т-р рабочей оперы в заводском клубе, Москва), 1905 год (совм. с Б. С. Шехтером, который завершил оперу после смерти Д., исполнялся монтаж, 1935, радио); хоры - Бурлаки (сл. Н. А. Некрасова), Узник (сл. А. С. Пушкина), Колодники (сл. А. К. Толстого), Море яростно стонало, Казнь, Рабочий дворец, Песня о Степане Разине, Броненосец «Потёмкин», Сюита на чеченские народные темы и др.; массовые хоры и песни - Конница Будённого, Все мы теперь краснофлотцы (первонач. назв. Все мы сегодня матросы), Песня о Наркоме и его друзьях, Первая Конная, Винтовочка, Нас побить, побить хотели, Чапаевская и др.; детские песни; обр. революц. песен; романсы, баллады и др. произв. для голоса с фп.; Сборник чеченских мелодий и песен, записанных и обработанных для фп. в 2 руки (М., 1926); коллективные сочинения - муз. действие в 3 звеньях - Путь Октября (1927), массовые хор. песни, в т.ч. Песнь о героях (с М. В. Ковалём и Б. С. Шехтером, 1930); Собр. соч. (ред.-сост. и автор вступит. статей Л. Лебединский) - Хоры, М., 1959; Песни и массовые хоры, М., 1962; Сольные вокальные произведения, М., 1962. |