ДИАТОНИКА [от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон (целый тон), букв.- идущая по тонам] - семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др.-греч. диатонич. тетрахорде: е1 - d1 - с1 - h (два целых тона и полутон), в отличие от последовательности интервалов хроматич. тетрахорда е1 - des1 - с 1 - h (целых тонов нет). Диатонич. являются те интервалы и аккорды, которые могут быть получены в пределах цепи шести квинт (пример приводится в тональности C-dur): (иногда тритон как вариант чистой кварты или чистой квинты принимается не за диатонич., а за хроматич. интервал). Между количеством интервалов одного и того же вида и числом образующих этот интервал квинтовых шагов (Q) в чистой Д. существует строгая зависимость. Число, показывающее, сколько раз данный интервал встречается в системе, равно разности между общим количеством звуков системы и числом квинтовых шагов: ч. прима, ч. октава (0Q) встречается 7 раз (7-0), ч. квинта, ч. кварта (1Q) встречается 6 раз (7-1), б. секунда, м. септима (2Q) встречается 5 раз (7-2), б. секста, м. терция (3Q) встречается 4 раза (7-3), б. терция, м. секста (4Q) встречается 3 раза (7-4), б. септима, м. секунда (5Q) встречается 2 раза (7-5), тритон (6Q) встречается 1 раз (7-6). Интервалы считаются диатоническими и в тех случаях, когда они образуются хроматически изменёнными ступенями (напр., as-b - диатонич. целый тон, как вне контекста, так и в тональности, напр. в C-dur). То же касается и аккордов (напр., ges-b-des в C-dur - диатонич. аккорд на недиатонич. ступени). Поэтому Г. Л. Катуар различает аккорд хроматич. по существу (например, d-fis-as-c) и хроматич. по положению (например, des-f-as в C-dur). Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и др. натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор): В более широком смысле к области Д. относят также т. н. условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады, системы и звукоряды (см. Лад). В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увелич. секунда. Ангемитонная пентатоника (по терминологии Катуара, «протодиатоника») и ср.-век. гексахорды могут трактоваться как неполные диатонич. системы. Иногда диатоническими называют 12-звуковые (12-ступенные) системы, каждая ступень в которых трактуется как самостоятельная. При этом в понятие Д. вкладывается другой смысл: Д. как совокупность осн. ступеней (А. С. Оголевец, M. M. Скорик). В др.-греч. музыке Д. была одним из трёх ладовых наклонений («родов») наряду с хроматикой, использовавшей две малые секунды подряд, а также увелич. секунду, и энгармоникой, специфику которой составляли интервалы меньше полутона. В этом греч. музыка сходна с др. древними одноголосными культурами, в особенности Ближнего Востока и Средиземноморья. Многообразные формы Д. составляют основу зап.-европ. и русского нар.-песенного искусства, а также проф. европ. музыки (григорианский хорал), в особенности после утверждения многоголосия в качестве преобладающего типа муз. изложения. Гармонич. объединение голосов осуществляется в первую очередь с помощью связующего действия простейших консонансов - квинты и кварты, а кварто-квинтовая координация голосов способствует проявлению диатонич. отношений. Распространённая со времени Гвидо д'Ареццо система гексахордов (см. Сольмизация) фиксировала в рамках общей диатонич. системы ладовую переменность (в особенности в сменах -millе и durum, то есть b и h). Аналогичная ладовая переменность свойственна и рус. церк. музыке (h внизу и b вверху, см. «обиходный звукоряд» в примере выше). С этим связана практика нотации голосов с разл. ключевыми знаками, напр. без знаков в верхнем голосе и с одним бемолем в нижнем. Г. де Mашо. Баллада 1. Ci comencent les balades ou il ha chant, такты 1-3. С установлением господства «гармонич. тональности» - мажора и минора (с 17 в.) получает широкое развитие новый вид Д., опирающийся на функц. систему трёх главных трезвучий - тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим квинтовым родством. Предельная централизация лада на основе функц. гармонии приводит к образованию новых аккордово-гармонич. связей тонов лада (напр., в C-dur тон d связан с примой тоники через осн. тон доминанты g, тон е - принадлежностью к тонич. трезвучию, f - как осн. тон субдоминанты и т. д.), что реализуется в последованиях аккордов (теоретически обосновано Ж. Ф. Рамо). Недиатонич. элементы, хроматика образуются на базе Д. как мелодически, так и аккордово-гармонически путём альтерации, смешения разнородных диатонич. элементов в последовании и в одновременности (полидиатоника). В 19 - нач. 20 вв., с одной стороны, возрождается старинная Д. и широко вводится Д. нар. склада и близкая к ней (у Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, в особенности у русский композиторов - М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и др.). С др. стороны, осуществляется переход к хроматике как основе высотной структуры. Начало этому процессу положил «Тристан» Р. Вагнера. Полностью перешли к хроматике мн. композиторы 20 в., в особенности представители новой венской школы. А. К. Лядов. Восемь русских народных песен. III. Протяжная. В музыке 20 в. используются разнообразные виды Д.: Д. нар. склада, близкая к классич. мажору и минору; Д. в разл. модификациях, полиладовых, полидиатонич. сочетаниях (И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Барток). Часто Д. остаётся лишь в качестве основы, более или менее завуалированной (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит), либо фигурирует как составной элемент недиатонич. структуры (скобками отмечены поля диатоники): С. С. Прокoфьев. «Обручение в монастыре» («Дуэнья»). 2-я картина, окончание. |