ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (23 XI 1876, Кадис - 14 XI 1946, Альта-Грасия, Аргентина) - испанский композитор и пианист. В детстве учился у матери, пианистки. В 1889-95 брал уроки фп. игры у X. Траго в Мадриде, в классе которого с 1896 занимался в консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт. В 1890-1896 написал первые пьесы, в т. ч. для камерно-инстр. ансамбля, в 1897-1904 - пьесы для фп. и 5 сарсуэл (пост. только «Любовные увлечения Инес» - «Los amores de la Ines»). В 1902-04 обучался композиции у Ф. Педреля, который оказал на Ф. плодотворное влияние, ориентировав на нац. муз. традиции и изучение испан. муз. фольклора - основы нац. муз. школы. Подлинно испан. характер носит первое значит. произв. Ф. - опера «Короткая жизнь» (соч. 1905; 1-я пр. на конкурсе мадридской Академии изящных искусств, 1905), написанная на драм. сюжет из нар. жизни; её отличают выразительные и психологически правдивые образы, колоритные пейзажные зарисовки. Завоевав в 1905 1-ю пр. на конкурсе пианистов в Мадриде, Ф. много концертировал; одноврем. давал уроки игры на фп. а гармонии, сочинял музыку. В 1907-14 жил в Париже; творч. общение с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем и др. способствовало расширению его художеств. взглядов, обогащению стиля, совершенствованию мастерства. В «4 испанских пьесах» для фп. («Арагонская», «Кубинская», «Монтанья. Пейзаж», «Андалусийская», соч. 1906-09, Мадрид - Париж) Ф. самобытно претворил влияние «Иберии» И. Альбениса. В 1912 (по совету Дюка) он переработал партитуру оперы «Короткая жизнь», к-рая была пост. в Ницце (1913) и Париже (31 XII 1913). В 1914 Ф. возвратился в Мадрид, где по его инициативе было создано Нац. муз. общество для пропаганды старинной и совр. музыки испан. композиторов. Трагич. событиям 1-й мировой войны 1914-18 Ф. посв. «Молитву матерей, которые держат на руках своих сыновей» (для голоса с фп., сл. Г. Мартинеса Сьерры, 1914). В сочинениях 1910-20-х гг. получили законченное выражение осн. черты стиля Ф. - синтез достижений зап.-европ. муз. искусства нач. 20 в. с нац. испан. муз. традициями, характером и духом испан. нар. творчества. Эти особенности ярко проявились уже в вок. цикле «7 испанских нар. песен» (1914). Мастерски претворён характер южноиспан. музыки, в т. ч. канте хондо (см. Испанская музыка), в одноактном балете-пантомиме с пением «Любовь-волшебница» (1915), изображающем картины быта испан. цыган (из музыки балета Ф. создал орк. сюиту в 7 частях, одна из них - «Ритуальный танец огня», получивший мировую известность). Характерные особенности франц. импрессионизма в сочетании с испан. муз. основой проявились в крупном соч. для фп. с оркестром «Ночи в садах Испании» («симф. впечатления» в 3 частях - «В Хенералифе», «Далёкий танец», «В садах Сьерры де Кордоба», соч. 1909-15, Париж - Мадрид). Широкую известность получил балет «Треуголка» в исполнении «Русского балета С. П. Дягилева» (1919, Лондон; хореография Л. Мясина, дирижёр Э. Ансерме, декорации и костюмы П. Пикассо; переработан из музыки к пантомиме «Коррехидор и мельничиха», написанной Ф. в 1916 по заказу Дягилева на основе жанрово-бытовой новеллы П. А. Аларкона «Треугольная шляпа», пост. 1917); «Треуголка» исполняется в театр. и конц. вариантах (известна также в виде симф. сюиты). Ценный вклад в репертуар пианистов Ф. внёс своей «Бетической фантазией» (Бетика - назв. римской провинции Юж. Испании, совр. Андалусии) - блестящей виртуозной пьесой, основанной на андалусских нар. темах; в ней использованы выразительные и технические приёмы, идущие от испан. гитарного исполнительства (написана в 1919 по просьбе Артура Рубинштейна и ему посвящена). С 1921 P. жил в Гранаде, где в 1922 организовал (совм. с Ф. Гарсиа Лоркой) фестиваль канте хондо, имевший большой обществ.-культурный резонанс. В Гранаде написан «Балаганчик маэстро Педро» - муз.-театр. произв. (собств. либретто на сюжет 26-й главы 2-й части «Дон Кихота» Сервантеса), сочетающее элементы оперы (с преобладанием в вок. партиях декламации и речитатива), балета-пантомимы и кукольного представления; в музыке претворены особенности муз. фольклора Кастилии (в отличие от андалусийского, на котором основаны многие предыдущие соч. Ф.), оригинально использован камерный оркестр с участием клавесина. 3-частный концерт Ф. для клавичембало (или фп.), флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели отмечен чертами неоклассицизма (1923-26, посв. В. Ландовской); возрождая в нём традиции испан. муз. классики, Ф. сочетает их с совр. выразит. средствами. В 1924-38 создал ряд небольших орк. и фп. пьес и романсов. На протяжении мн. лет работал над монументальной сценич. кантатой «Атлантида» (по поэме Ж. Вердагера-и-Сантало, на собств. либр.); не завершённая Ф., была закончена его учеником Э. Альфтером. Исполнялась в виде оратории в 1961, пост. как опера в 1962 в театре «Ла Скала» в Милане. В кон. 1939 Ф. эмигрировал из франкистской Испании в Аргентину; там изредка выступал как дирижёр. Выдающийся европ. композитор 20 в., Ф. продолжал линию развития нац. испан. школы в музыке, начатую деятелями Ренасимьенто. В своих соч. Ф. выразил испан. характер в его общенац. содержании и муз. форме, свободной от местной ограниченности. Ярко индивидуальному стилю Ф. свойственны сжатость формы, изысканная отточенность муз. изложения, концентрированность муз. мыслей, напряжённая экспрессивность и вместе с тем сдержанность эмоций, богатство и разнообразие ритмики, сочный, рельефный тематизм, красочность (в поздних соч. - аскетич. строгость) оркестровки; гармония Ф. носит тональный характер (в соч. 1920-х гг. встречается политональность). Творчество Ф. - вершина совр. испан. музыки; оно принадлежит и к высшим достижениям зап.-европ. муз. искусства 20 в. Его соч. исполняются в СССР (в 1928 опера «Короткая жизнь», или «Миг жизни», под назв. «Девушка из предместья» пост. Муз. театром им. Вл. И. Немировича-Данченко в Москве). Мн. пьесы Ф. получили известность в переложениях для скрипки и для виолончели с фп., сделанных скрипачами Ф. Крейслером, П. Коханьским, виолончелистом М. Марешалем и др. Ф. - автор муз.-критич. работ, в т. ч. очерка о канте хондо, статей о Р. Вагнере, К. Дебюсси, М. Равеле, Ф. Педреле. Соч.: оперы - Короткая жизнь (La vida breve, 1905, 2-я ред. 1913, Ницца), Балаганчик маэстро Педро (El retablo de maese Pedro, соч. 1922; конц. исп. 1923, Севилья); балеты - Любовь-волшебница (El amor brujo, 1915, Мадрид, 2-я ред. 1916), Коррехидор и мельничиха (El Corregldor y la molinera, пантомима, 1917, Мадрид), Треуголка (El Sombrero de tres picos, перераб. Коррехидора…, 1919, Лондон); для орк. - Педрелиана (из сюиты Посвящение памяти - Homenajes, 1938); для фп. с орк. - Ночи в садах Испании (Noches eh los jardines de Espana, 1915), Клоду Дебюсси (оркестровка пьесы для гитары Дань уважения Дебюсси, 1919), Полю Дюка (оркестровка пьесы для фп., 1936); концерт для клавичембало (или фп.), флейты, гобоя, кларнета, скр. и влч. (1926), Фанфара (Fanfare, для 3 труб, 4 валторн и ударных, 1934; к 50-летию дирижёрской деятельности Э. Ф. Арбоса); для фп. - Вальс-каприс, Андалусская серенада и Ноктюрн (ок. 1900), 4 испан. пьесы (Cuatro piezas espanolas, 1906-09), Бетическая фантазия (Fantasia boetica, 1919), На могилу П. Дюка (Hommage pour le tombeau de P. Ducas, 1935, позднее оркестрована); для гитары - Памяти Дебюсси (Homenaje а Cl. Debussy, 1920, позднее оркестрована); для голоса с фп. - Твои чёрные глазки (Tus ojillos negros, ок. 1900), 3 романса (Trois melodies, на сл. Т. Готье, 1909), 7 испан. нар. песен (Siete canciones populares espanolas, 1914); Сонет Кордобе (Soneto a Cordoba, на сл. Тонгорне-и-Арготе, для голоса и арфы, 1927); для голоса и ансамбля инструментов - Психея (для меццо-сопрано, флейты, арфы, скр., альта и влч., на сл. Г. Жан Обри, 1924); Баллада о Мальорке для хора a cappella (сл. Ж. Вердагера-и-Сантало, на музыку баллады f-moll Шопена, 1933, не издана). Лит. соч.: Escritos sobre musica y musicos, Buenos Aires, 1950 (рус. пер. - Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971). Лит: Февральский A., Севильский камерный оркестр и Мануэль де Фалья, «СМ», 1934, No 3; Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М., 1960; Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 276-88; Пичугин П., Мануэль де Фалья, «СМ», 1971, No 2; Бронфин Е., Мануэль де Фалья как музыкальный писатель, в кн.: Pалья М. де, Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971; Алексеев A., Фалья, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн. 2, М., 1977, с. 389-438; Roland-Manuel, M. de Falla, P., 1930; Villar R., Falla y su concierto de camera, Madrid, 1932; Trend J. В., M. de Falla and Spanish music, N. Y., 1934; Sagardia A., Vida y obra de M. de Falla, Madrid, 1967; Rahissa J., Vida y obra de M. de Falla, Buenos Aires, 1947, 1956; Thomas J. M., M. de Falla en la Isla, Palma de Mallorca, 1947; Rahlen К., M. de Falla und die Musik in Spanien, Цlten-Freiburg im Breigau, 1953 (Musikerreihe, 14); Arizega R., M. de Falla, Buenos Aires, 1961; Molina Fajardo E., M. de Falla y el «Cante jondo», Granada, 1962; Manuel de Falla. A cura di Massimo Mila, Milano, 1962; Demarquez S., M. de Falla, P., 1963; Gheniu R., Falla, Bucuresti, 1964; Gauthier A., M. de Falla, P., 1966 (Musiciens de tous les temps, 27); Сщllar J., M. de Falla, Madrid, 1968; Orozco Diaz, Manuel Falla. Biografia ilustrada, Madrid, 1969; Campoamor Ganzales A., Manuel de Falla…, Madrid, 1976. E. P. Бронфин. |