GRAVE (грбве, итал., букв. - тяжело, серьёзно, важно). 1) Муз. термин, появившийся в нач. 17 в. Отражал характерные для стиля барокко устремления к фундаментальному, «весомому», серьёзному. Был связан с теорией аффектов (см. Аффектов теория). С. Броссар в 1703 истолковывает термин «G.» как «тяжело, важно, величественно и поэтому почти всегда медленно». G. обозначает темп, близкий к largo, средний между lento и adagio. Неоднократно встречается в сочинениях И. С. Баха (Кантата BWV 82) и Г. Ф. Генделя (хоры «И Израиль сказал», «Он - мой Господь» из оратории «Израиль в Египте»). Особенно часто служил указанием темпа и характера медленных вступлений - интрад, вступлений к увертюрам («Мессия» Генделя), к первым частям циклич. произведений («Патетическая соната» Бетховена), к оперным сценам («Фиделио», вступление к сцене в тюрьме) и т. п. 2) Муз. термин, применяющийся в качестве определения к др. слову и означающий «глубокий», «низкий». Так, graves voices (нижние голоса, нередко просто graves) - введённое Хукбальдом обозначение нижнего тетрахорда звуковой системы того времени (тетрахорд, лежащий ниже четырёх finalis; G-c). Octaves graves (нижняя октава) - субоктав-коппель в органе (устройство, позволявшее органисту удваивать исполняемый голос в нижнюю октаву; как и др. октавные удвоители, применялось гл. обр. в 18-19 вв.; в 20 в. вышло из употребления, поскольку не давало тембрового обогащения звука и снижало прозрачность звуковой ткани). |