КЕЙДЖ (Cage) Джон (p. 5 IX 1912, Лос-Анджелес) - американский композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель. Учился композиции у Р. Булига, А. Вейса, Г. Коуэлла и А. Шёнберга, вост. музыкой и муз. фольклором занимался под рук. Г. Коуэлла. В 1937-41 выступал в США как дирижёр с созданным и рук. им ансамблем ударных инструментов. В 1945-47 изучал философские системы Востока (рук. - Г. Сарабхай), в т. ч. философию дзэн-буддизма (у япон. философа Д. Т. Судзуки) в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 1952 организовал (совм. с Д. Тюдором, Р. Раушенбергом и М. Каннингемом) т. н. хэппенинги (от англ. happen - происходить, случаться) - коллективные синкретич. «действа» (с участием музыки, света, движения), основанные на спонтанно происходящих событиях (в музыке - на принципе импровизации). В 1954 впервые выступил на фестивале в Донауэшингене с исп. своих произв. и с этого времени постоянно гастролирует в странах Европы, в США и Японии, читает лекции о совр., гл. обр. т. н. экспериментальной, музыке. В 1944-66 был муз. директором танц. группы М. Каннингема. В ранних соч. использовал принципы додекафонии. В 1939-50 создал ряд произв., в которых стремился воспроизвести ритмич. и тембровое своеобразие индийской и индонезийской музыки, а также музыки латиноамер. стран, для чего использовал разл. ударные (в т. ч. экзотич.), гл. обр. невысотные, инструменты. В вок. соч. этого периода К. воспроизводит некоторые особенности пения и инстр. сопровождения, характерные для древней муз. культуры народов Сев. и Юж. Америки и Африки. В дальнейшем К. отказался от какой бы то ни было традиц. формы. Соч. 50 - нач. 70-х гг. выходят за рамки собственно муз. искусства. Свои принципы К. обосновывает философией дзэн-буддизма, для которой характерны любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. К. стремится отделить форму и само звучание от любого рационально или эмоционально привносимого содержания. В поздних произв. он обращается к алеаторике, в них возрастает роль случайного, неопределённого. Элементы детерминированности вводятся в соч. извне, в т. ч. путём гадания по кит. книге «Ицзин». В поздних произведениях К. порывает со всеми музыкальными традициями, провозглашая полный субъективизм творчества, ощущаемый слушателем как звуковая анархия; он является изобретателем ряда приёмов, широко используемых различными авангардистскими течениями (см. Авангардизм). Им было впервые введено в употребление «подготовленное фортепиано», струны которого зажимаются сурдинами из металла, дерева, войлока, пластика. Образцом «музыки случайного» стал организованный К. в 1951 концерт, в котором звучали 12 радиоприёмников, настроенных на разные волны. Заимствованная им из дзэн-буддизма доктрина «пустоты», освобожденности от всех условностей, в т. ч. композиционных, получила крайнее выражение в так называемой музыке молчания. В «произведении» К. «4 минуты 33 секунды» пианист в течение этого времени сидит за инструментом в полной тишине, не прикасаясь к клавишам. Соч.: балет - Времена года (The seasons, 1947, Нью-Йорк); для орк. - Небесный атлас (Atlas eclipticalls, 1962), концерт для фп. (1958); разл. ансамбли - Первая конструкция (в металле) [First construction (in metal), для ударных, 1939], Любовная сюита (Amores, для ударных и фп., 1943), Воображаемый пейзаж No 4, марш No 2 (Imaginary landscape, No 4, march No 2, для 12 радиоприёмников, 1951), Музыка звучащей иглы (Cartridge music, 1960), Вариации III, IV, VI, VII, VIII (1963-68); для фп. - Музыка изменений (Music of changes, 1951), Ожидание (Waiting, 1952), Зимняя музыка (Winter music, 1957), Дешёвое подражание (Cheap imitation, 1969); для подготовл. фп. - Сонаты и интерлюдии (1948); для 2 подготовл. фп. - Книга музыки (A book of music, 1944), 3 танца (1945); электронная музыка - Уильяме Микс (Williams Mix, 1952), Фонтана Микс (Fontana Mix, 1958); «инструментальное зрелище» - Музыка на воде (Water music, 1952), Музыкальная прогулка (Music walk, 1958), Театральная пьеса (Theatre piece, 1960), HPSCHD (совм. с Л. Хиллером, 1969); «беззвучная пьеса» - 4' 3» tacet (1952). Лит. соч.: Virgil Thomson, N. Y., 1959 (совм. с К. Хувер); Silence, Middletown, 1961; A year from Monday, Middletown - L., 1967; Notations, N. Y., 1969 (совм. с А. Ноулзом); Diary, part III, IV, N. Y., 1967, 1968. |